Финансовый парфюмер, там где запах денег... (perfume007) wrote,
Финансовый парфюмер, там где запах денег...
perfume007

Category:

Телеграф, индустриализация, импортозамещение и вывоз капитала. Сименс в России в картинках. 3 часть

Специально для https://vk.com/stepan_demura 1-я часть тут. 2-я тут. Основанная в 1847 году в Берлине молодым инженером и изобретателем Вернером Сименсом, механиком Иоганном Георгом Гальске и их компаньоном Иоганном Георгом Сименсом (двоюродным братом Вернера фон Сименса) телеграфно-строительная компания «Сименс и Гальске» с момента своего создания принадлежала к числу наиболее динамичных предприятий, работающих в сфере электротехники. Принципиальную роль в становлении молодого предприятия сыграло развитие первого зарубежного бизнеса компании в России. Немногие знают, что первой лампочкой в Москве была немецкая. Питала ее током первая городская электростанция, построенная в 1888 году фирмой "Сименс-Гальске", первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России. Именно Сименс участвовал в тендере на прокладку первого в России метро. Вообще говоря, почти все нынешние "главные лица" немецкой экономики - "Сименс", "Байер", "Крупп", "Тиссен", "Даймлер-Бенц" и другие - деятельно работали в России, создавая свои предприятия, еще в 19 веке. В контексте этих имен Сименс был одним из первых немецких бизнесменов, внедрившихся на неразвитый российский рынок...


В 1855 году, когда строительство телеграфной сети в России в основном было закончено, Карл Сименс становится совладельцем фирмы "Сименс и Гальске", заменив своего двоюродного брата Иоганна Георга Сименса, вышедшего из нее. Доля участия Карла составляла 1/5 часть всего капитала. В то же время петербургская часть фирмы стала дочерней фирмой, которой он продолжал управлять.


Семья Сименсов. Карл вверху слева

В 1855 году, когда строительство телеграфной сети в России в основном было закончено, Карл Сименс становится совладельцем фирмы "Сименс и Гальске", заменив своего двоюродного брата Иоганна Георга Сименса, вышедшего из нее. Доля участия Карла составляла 1/5 часть всего капитала. В то же время петербургская часть фирмы стала дочерней фирмой, которой он продолжал управлять.


Электрический экипаж Сименс, прообраз современных троллейбусов, 19 век

Сила Карла Сименса заключалась не в том, что он был талантливым инженером, блестящим изобретателем, хорошим организатором или тонким рыночным стратегом, как его братья. Его основным талантом было умение продавать или, как это сейчас называется, блестящее владение маркетинговыми технологиями. Это понятие включает в себя, конечно же, и умение рекламировать товар. Данное умение было блестяще проявлено Карлом во время Всероссийской промышленной и художественной ярмарки, проходившей в 1882 году в Москве. Он распорядился, чтобы фирма "Сименс и Гальске" запустила на ярмарке миниатюрный электрический трамвайчик, ставший настоящим хитом на ярмарке. В результате данного гениального хода компания не только получила заказ на первую в России трамвайную линию, но и высочайшее разрешение именоваться "поставщиком двора его императорского величества". Именно благодаря этому заказу фирма получила право размещать на своих фирменных бланках, проспектах, объявлениях и других документах российский герб - двуглавого орла. Лучшую рекламу было просто невозможно придумать.


Карл Сименс к тому времени принял российское подданство. Через некоторое время он получил звание купца первой гильдии, а также личное дворянство. Так как импортируемая продукция облагалась в России весьма высокими пошлинами, Сименс решил построить в Петербурге в 1882 году крупный кабельный завод, и воплотил свое решение в жизнь. По истечении еще нескольких лет им было основано петербургское "Общество электрического освещения", остававшееся вплоть до революции самой крупной российской компанией в своей отрасли. Капитал этого общества оценивался в миллион рублей. Им было получено множество заказов, крупнейшим из которых было монопольное право на электрификацию Москвы. Результатом выполнения этого обязательства стал запуск в 1898 году в самом центре Москвы, на Раушской набережной, мощной электростанции, которая, кстати, существует и по сей день. Естественно, здесь не могло обойтись без оборотной стороны медали. У этой долгосрочной концессии в ее роли выступило то обстоятельство, что жители Москвы платили тогда за киловатт-час 50 копеек, а это была самая высокая цена за электричество во всей Европе.


Георгиевская электростанция, 1890 год

Благодаря своим выдающимся успехам брат Вернера Сименса был удостоен признания, и в 1892 году ему торжественно вручили диплом почетного члена Электрического сообщества Санкт-Петербурга, а в 1896 году царь Николай II возвел его в дворянское звание.


Карл фон Сименс в дворянском мундире

Карл Федорович занимался меценатством и способствовал поддержке образованных и одаренных ученых и специалистов в сфере электротехники. Подтверждением этого факта является учрежденная в 1910 году премия его имени. Вот ее условия:
1. "При Императорскомъ Русскомъ Техническомъ Обществе учреждается премiя имени Почетнаго Члена Общества Карла Федоровича Сименса за выдающееся изобретенiе, усовершенствованiе или изследованiе въ области электротехники.
2. Премiя выдается одинъ разъ въ два года изъ процентовъ с пожертвованнаго К.Ф.Сименсомъ неприкосновеннаго капитала в 5000 рублей, и состоит из денежной суммы и медали.
3. Премия может быть присуждаема только русским подданным за работы, доложенныя в VI (Электротехническомъ) Отделе ... и не получившiя других премiй этого Общества....».


Борис Львович Розинг - русский физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения

Ясно, что лауреатами «электротехнического Букера» становились люди достойные. К примеру, за заслуги в области «электрической телескопии» золотой медали и премии был удостоен основоположник телевидения Б. Розинг, получивший 9 мая 1911 года впервые в мире точное изображение на экране своего простейшего телевизора. В другой раз премию присудили отчету Л. Залуцкого (будущего профессора, директора Метрологического института, ректора Петроградского Политеха) об исследовании магнитных свойств различных сортов железа, чугуна и стали.ъ


Вагон метро, построенного компанией Сименс 1896 год

Россия стала, впоследствии, для Карла Федоровича Сименса и для его детей второй родиной. Получив русское подданство, возведенный царем Александром III-м в дворянское достоинство, награжденный высокими русскими орденами, Карл Сименс сделал немало для того, чтобы наша страна стала индустриальной державой. В начале прошлого века его постигла та же судьба, что и его брата, Вернера, - он рано потерял свою жену, воспоминания о которой не давали ему покоя. Желая уйти от них, он покидает Россию. К тому же его дела в Санкт-Петербурге шли не блестяще, в то время как Вильяму срочно требовалась помощь для расширения английского филиала фирмы. И поныне мы встречаем следы деятельности неутомимого Карла Федоровича. Скажем, на Кожевенной линии Васильевского острова в Петербурге и по сей день стоит построенный им кабельный завод (сейчас это «Севкабель»).

Фото из Путеводителя по Ленинграду 1933 год

Переживший революции и войны
В период с 1914 по 1918 год деятельность российского представительства Siemens & Halske по понятным причинам приостановилась. Большинство предприятий было национализировано, коммерческие проекты свернуты. Несмотря на декрет о национализации от 28 июня 1918 года, заводы компании еще долго рассматривались новой властью как частные, точнее, "не вполне национализированные" предприятия.
Внутренняя часть одного из крупнейших павильонов Международной электротехнической выставки
Франкфурте-на-Майне. 1891 год
Но уже в 1919 году Siemens, потерявшая за годы войны почти все свои зарубежные рынки, стала искать пути их восстановления. Компания оказала поддержку советскому правительству, взявшему курс на электрификацию. Интересно, что один из соратников Ленина, Леонид Красин, был до революции техническим директором заводов Siemens в Петербурге. Он активно участвовал в восстановлении контактов компании с нашей страной, и в результате Siemens получила новые контракты в России, в том числе на участие в подготовке строительства ДнепроГЭСа. Восстановление и развитие деловых отношений компании «Сименс» с Советской Россией было возложено на специальное техническое бюро «Ост» («Восток»), которое выросло из совместного агентства Государственного треста внешней торговли и компании «Сименс», созданного в 1919 году.

Строительство ДнепроГЭС 30-е годы
В конце 1920 года, в связи с разработкой под руководством бывшего сотрудника "Сименс" Г. М. Кржижановского плана ГОЭЛРО, cоветское правительство решило принять экстренные меры по первоочередному восстановлению заводов "Сименс". Правительство поручало обеспечить их всеми необходимыми инструментами и материалами, электроэнергией, а для пополнения квалифицированными рабочими и специалистами провести даже специальную мобилизацию. В дальнейшем эти предприятия, существующие и поныне под названием "Электросила" и "Электроаппарат", сыграли важную роль в истории советской индустриализации.

Объективно, по всем основным критериям концерн "Сименс" должен был стать кандидатом N1 на сотрудничество с cоветской Россией. За ним был богатейший полувековой опыт работы в России, отличная репутация и признанные во всем мире стандарты высочайшего качества изделий. Если не прямой допуск концерна на российский рынок, то по крайней мере скорейшее возобновление торговых отношений и размещение у "Сименс" новых заказов на оборудование были неизбежными. Восстанавливая разрушенную войной и междоусобицей промышленность страны, осуществляя программу индустриализации, власти Советской России обратились за помощью прежде всего к немецким фирмам, к немецким инженерам и техникам. И вряд ли стоит удивляться тому, что, например, турбины и электротехническое оборудование легендарного "Днепрогэса" поставил в Советский Союз в конце двадцатых-начале тридцатых годов именно концерн "Сименс".

Если выход "Сименс" на советский рынок осуществлялся в 1920-е годы в основном через поставки в СССР готовой продукции, то в дальнейшем усилия "Сименс" сосредоточились в направлении расширения торгового сотрудничества с Советской Россией, главным образом за счет экспертно-консультативной деятельности. В 1925 году в Москве открылось консультативное бюро Siemens, проработавшее до 1936 года. Компания «Сименс» взяла на себя подготовку строительной площадки для Днепрогэса, флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанциии. Со стороны Siemens последовала передача ноу-хау штабу по строительству под руководством профессора И. Александрова. Это во многом обеспечило плановый пуск Днепрогэса осенью 1932 года и вновь удивило скептиков темпами электрификации Советской России. Siemens также осуществляла техническое консультирование при строительстве московского метро.

60 мегаватная турбина генератор Siemens поставляемая в СССР

Для энергетических объектов в Россию были поставлены паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Кроме этого, компания «Сименс» экспортировала в СССР приводы для сталепрокатного оборудования, текстильных и целлюлозобумажных предприятий, коммутационное оборудование, кабель, значительное количество измерительной аппаратуры, рентгеновские установки и прочее. В 1956 г. компания «Сименс» получает заказ на проектирование и поставку электротехнического оборудования для дизель-электрического ледокола «Москва».

В 1961 году для советских железных дорог началась поставка партии из 20 электровозов с кремниевыми выпрямителями, производимых на электромеханической части Siemens. С середины 60-х гг. начали осуществляться поставки медицинской техники марок Siemens и Elema для советских клиник и научно-исследовательских учреждений.
В 1971 г. в Москве в гостинице «Ленинградская» было открыто Временное Представительство «Сименс АГ», которое в следующем году стало Постоянным Представительством концерна в СССР. Однако деловые отношения компании «Сименс» с Советским Союзом стали налаживаться еще до этого времени.
Некоторые изобретения Siemens:
метод гальванического золочения и серебрения (1842),
стрелочный телеграфный аппарат (1846),
использование гуттаперчи для изоляции кабеля (1847),
газогенератор (1861),
динамо-машина (1866),
электропоезд (1879),
электролифт (1880),
трамвай (1881),
стальная броня для защиты кабелей от механического воздействия (1892).
1844 – созданный Вернером и Карлом Сименсами электрогенератор, работающий от паровой машины, используется братьями Сименс для производства изделий гальванопластики.
1847 Вернер фон Сименс изобретает точечный телеграф для передачи письменных сообщений и открывает первую фабрику для его производства.
1851 – "Сименс унд Гальске" поставляет в Россию первые 75 телеграфных аппаратов.
1852, Санкт-Петербург — открытие на Васильевском острове мастерских по ремонту телеграфных аппаратов торгового дома «Сименс-Гальске». "Сименс унд Гальске" строит подземную телеграфную линию "Петербург-Ораниенбаум".
1853 — открытие отделения фирмы под управлением Карла (фон) Сименса. Начало строительства телеграфной сети в России. За 2 года проложены линии между Санкт-Петербургом, Варшавой, Киевом, Одессой, Гельсингфорсом, Севастополем. "Сименс унд Гальске" строит подводную телеграфную линию "Ораниенбаум-Кронштадт".
1853-1856 – Россия: "Сименс унд Гальске" прокладывает кабели Гатчина-Варшава, Москва-Киев, Киев-Одесса, Одесса-Севастополь. Младший брат Вернера Сименса, Карл приезжает в Петербург, где до 1867 года возглавляет петербургское бюро фирмы (впоследствии он вернулся в Петербург после работы в Англии, принял финское подданство, женился на русской, стал "купцом первой гильдии" и "почетным гражданином"; две его дочери, воспитанные в Лондоне, впоследствии вышли замуж за русских подданных и жили в России).
1855 - завершено строительство телеграфных линий, основная деятельность фирмы в России сконцентрировалась на техническом обслуживании установленного оборудования и проведении ремонтных работ.
1859 – Карл Сименс принимает российское подданство.
1864 – Россия: Сименс приобретает месторождение меди на Кавказе (Кедабег) и организует снабжение медью своих предприятий в России.
1867 – Карл Сименс оставляет руководство Российским отделением "Сименс унд Гальске" и переезжает в Англию для руководства английскими телекоммуникационными проектами фирмы.
1879 – Россия: в Петербурге на Кожевенной линии Васильевского острова Карл Сименс строит кабельный завод (в советское время – производственное объединение "Севкабель").
1880 – Россия: Карл Сименс возвращается в Россию в качестве главы Российского отделения "Сименс унд Гальске".
1880 – Россия: в Петербурге на 6-й линии Васильевского острова Сименсами построена фабрика электротехнических изделий (в советское время – Объединение им. Козицкого).
1882 – первое представление трамвая на Всероссийской промышленной выставке в Москве.
1883 – Siemens приобретает лицензию на использование ламп Эдисона в России, компанией Siemens освещен Невский проспект, осуществлена торжественная иллюминация коронации Александра III.
1884 – Россия: Российское отделение компании "Сименс унд Гальске" вводит в строй электросистемы (генераторы, распределение и лампы) Зимнего дворца и Невского проспекта в Петербурге.
1886 – Россия: в Петербурге учреждается "Общество электрического освещения 1886 года". Среди учредителей – "Сименс унд Гальске", "Дойче Банк", русские банкиры. "Общество 1886 года" построило заводы в Петербурге, Москве, Лодзи, имело отделение в Баку, владело концессиями в Петербурге.
1894 – Россия: ожесточенная конкуренция немецких фирм на русском рынке. AEG, Шуккерт, Гелиос, Фельтен унд Гийом, Лоренц и другие компании настолько осложнили бизнес Сименсу, что в мае Карл Сименс проводит переговоры о продаже всех предприятий в России князю В. Тенишеву. Переговоры не увенчались успехом, но "Общество 1886 года", в котором большинство было у "Сименс унд Гальске" подверглось реорганизации. В Россию приехал новый управляющий – Герман Гёрц.
1896 – Карл Сименс возведен в дворянское звание.
1896-1898 — завод начал производство медного проката, значительно увеличил выпуск кабеля, проволоки, электрических проводов и стальных тросов.
1898 – Россия: "Общество 1886 года" преобразовано в "Акционерное общество русских электротехнических заводов "Сименс унд Гальске". Герман Гёрц настаивает на расширении числа русских в топ-менеджменте и предлагает назначить на свое место Доливо-Добровольского.
1900 – Россия: в Петербурге по инициативе главы российского отделения "Гелиоса" П. Ратнера учреждено акционерное общество "С-Петербургское общество Электрических сооружений", к которому перешли все права по концессионному договору между "Гелиосом" и Городской управой.
1904-1905 — Кабельный завод занимается снаряжением русской эскадры перед выходом на Дальний Восток. Готовые кабели отправлялись на корабли эскадры «Ретвизан», «Рюрик», «Варяг» и другие.
1906 – умирает Карл Сименс.
1910 – учреждение Российской премии имени Карла Сименса.
1912 –"Электробанк" (Швейцария), российское отделение Сименса и "Общество 1886 года" учреждают в Москве акционерное общество "Электропередача". Это общество строит под Москвой (г. Богородск) первую электростанцию на торфяном топливе.
1912 – Россия: в Петербурге, на Московском шоссе Сименс сооружает крупный завод по производству электродвигателей, турбогенераторов, трансформаторов и проч. (в советское время переименован в ПО "Электросила" им. С.М. Кирова). В правление (председатель – А.И. Путилов) входит бывший член террористической организации большевиков и будущий министр внешней торговли Сов. России Л.Б. Красин.
1912, август – Россия: Утвержден устав созданного крупнейшими петербургскими банками "С-Петербургского акционерного общества электропередачи силы водопадов". Общество приобретает участки, прилегающие к водопадам Иматра, Малая Иматра, Валликоски. Общество приобретает также участки в районе Волховских порогов для строительства гидроэлектростанции. Русские и немецкие инженеры, разрабатывавшие ТЭО и проект ГЭС, впоследствии образовали комиссию Главэлектро. Проект курируют петербургские отделения немецких электротехнических компаний Сименс, Фельтен унд Гийом и др., оборудование которых предполагается установить на будущей Волховской ГЭС.
1914-1918 – Siemens «замораживает» деятельность в России.
1915 – Россия: в Москве 26-29 мая толпа учиняет погромы фабрик и магазинов, принадлежащих немцам, сопровождаемые пожарами, грабежами и убийствами. Погрому подвергаются фабрики в Замоскворечье, магазины и офисы на Мясницкой, Лубянке, Арбате, Тверской, Кузнецком мосту, Петровке. 29 мая волнения подавлены, после того как войскам приказано стрелять в толпу (Камергеский, Тверская, Большая Дмитровка). Комиссия по расследованию обнаружила заранее составленные списки предприятий. Пострадало 475 предприятий, более 200 домов и квартир. В июне проходит волна ликвидаций немецких фирм, не успевших перейти к русским или нейтральным владельцам.
1925 – 1936 - Открытие и работа бюро Siemens в России.
1945 – Окончание Второй мировой войны, образование оккупационных зон в Германии. Демонтаж и вывоз СССР в зачет репараций немецкого электротехнического оборудования с объектов в советской зоне.








Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Tags: ГОЭЛРО, Российская Империя, СССР, Сименс, до революции, индустриализация, промышленная революция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo perfume007 декабрь 15, 23:59 19
Buy for 20 tokens
В продолжении по циклам солнечной активности. Спасибо taxfree за тематику данного поста. Как утверждается Владимиром Левченко - после экстремумов, т.е. максимумов и минимумов солнечной активности, на следующий год всегда наблюдается провал в темпах роста мировой экономики. Левченко утверждает,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment