Финансовый парфюмер, там где запах денег... (perfume007) wrote,
Финансовый парфюмер, там где запах денег...
perfume007

Categories:

Сила тока. Как бум электромобилей изменит экономику России и мира

Специально для https://vk.com/stepan_demura Экологичный транспорт сделает добычу нефти в ряде стран нерентабельной. Крупные экономики одна за другой обещают перейти на электромобили. Недавно об этом объявил Китай, на который приходится более трети мировых продаж автомобилей (по прогнозам, в 2017 году там продадут 29,4 млн машин). С такими же планами выступили Индия, Великобритания, Франция и некоторые другие страны. Они планируют убрать с рынка машины на традиционном топливе к 2040 году. Для автоиндустрии, в частности, это может означать сокращение персонала. Руководство Volkswagen уже предупредило, что производство электромобилей требует меньше сотрудников, чем выпуск традиционных машин. В перспективе, по словам топ-менеджера компании, увольнения на ее заводах могут исчисляться «пятизначными числами». По расчетам Института экономических исследований (IFO), только в Германии переход на электромобили может затронуть около 600 тысяч рабочих мест.
Зарядная станция для электромобилей в Казани

Другой ожидаемый эффект – падение спроса на нефть. Такой сценарий развития событий видят авторы целого ряда прогнозов, они расходятся только в масштабах. Некоторые, как аналитики BP, считают, что эффект от электромобилей будет умеренным, но и они признают, что падения спроса на традиционное топливо не избежать. Иные сценарии ⁠более ⁠радикальны.


Согласно недавнему прогнозу Barclays, уже к 2025 году ⁠рост рынка электромобилей и другие факторы могут ⁠привести к тому, что ⁠спрос на нефть снизится ⁠на 3,5 млн баррелей ⁠в день. Это сопоставимо с нынешним уровнем добычи Ирана. А к 2040 году, если производители электромобилей займут треть автомобильного рынка (такая цель заявлена в рамках Министерской конференции по чистой энергии – международного форума, созданного в начале 2010-х годов), падение спроса составит около 9 млн баррелей в день. Это сравнимо с тем, что добывает сейчас Россия.

Для таких прогнозов есть определенные основания. Рынок электромобилей растет быстрыми темпами. В 2015 году, по данным Forbes, он вырос на 72%, в 2016 году – на 41%. Среднегодовой темп роста в США за последние несколько лет составил более 30%.

Эксперты и участники рынка пересматривают прогнозы в сторону повышения. Организация стран – экспортеров нефти в 2015 году прогнозировала, что к 2040 году в мире будет 46 млн электромобилей. Годом позже увеличила цифру в пять раз – до 240 млн. Международное энергетическое агентство удвоило прогнозируемый показатель к 2030 году – до 58 млн машин. Так же поступили ExxonMobil и BP (100 млн к 2035–2040 годам). Statoil согласилась с тем, что к 2030 году электромобили займут 30% рынка.

Есть и ограничения. Несмотря на рост, число электромобилей в мире (около 2 млн, по данным на начало 2017 года) сейчас относительно невелико – доли процента в общем автопарке. При радикальном увеличении этого сектора только инфраструктура, по оценке Morgan Stanley, потребует инвестиций в триллионы долларов.

И даже если число электромобилей резко вырастет, как считает компания BP, это не станет главным фактором снижения спроса на нефть. Важнее, по ее мнению, развитие технологий, позволяющих сократить расход топлива. К 2035 году, согласно ее прогнозам, средний расход бензина составит галлон на 50 миль (примерно литр на 21 километр) – почти вдвое меньше, чем сейчас. Рост парка электромобилей на 100 млн, по расчетам компании, снизит спрос на нефть на 1,2 млн баррелей в день, но падение спроса за счет экономии топлива будет на порядок больше.

Согласно отчету McKinsey «Спрос и добыча нефти в мире. Прогноз на 2030 год», этих факторов достаточно для того, чтобы сократить зависимость от нефти. Пропорция между потреблением нефти и мировым ВВП по сравнению с началом 2000-х годов к 2030 году может снизиться на 40%.



Что это значит для производителей нефти? Исследователи из Стэнфордского университета рассмотрели сценарий, при котором массовое внедрение электромобилей (а также создание сетей беспилотных электромобилей, которые заменят традиционный личный транспорт) в США и других странах приведет к обвалу нефтяного рынка. В их модели спрос на нефть достигнет пика в 2020 году (100 млн баррелей в день), а к 2030 году снизится до 70 млн. Это приведет к падению цен – по расчетам авторов, до $25 за баррель.

Часть добычи станет нерентабельной. Это сильно скажется на США, значительная часть добычи которых приходится на сланцевые месторождения. Существенно – на Бразилии и Канаде. При этом страны Ближнего Востока, где себестоимость добычи невелика, смогут продолжать производство и при таких ценах.

Продолжать добычу сможет и Россия (Минэнерго заявляло, что себестоимость нефти – $2 за баррель). Однако страны по-разному зависят от нефтяных доходов. Для России, по данным Всемирного банка на 2014 год, нефтяная рента составляла более 10% ВВП. Для США – около 1%.

«Саудовская Аравия, Россия, Ирак и другие страны с низкой себестоимостью производства, – рассуждают авторы, – сохранят его на достаточно высоком уровне. Однако все равно пострадают от низких цен, поскольку зависят от нефтяной ренты. Это существенно повлияет на государственные расходы и экономический рост».



Это гипотетическая модель, хотя падение нефтяного рынка из-за перепроизводства, как показала практика последних лет, вполне реально. Для кризиса при этом, как отмечает Bloomberg, достаточно избыточного предложения 2 млн баррелей в день – такие показатели стали предпосылками для обвала цен в 2014 году. По расчетам агентства, при росте рынка электромобилей на 45–60% в год условия для нового кризиса могут сложиться уже в 2023–2025 годах.

Источник



Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Tags: альтернативные источники энергии, будущее, солнечная энергетика, цены на нефть, электротранспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo perfume007 december 15, 23:59 19
Buy for 20 tokens
В продолжении по циклам солнечной активности. Спасибо taxfree за тематику данного поста. Как утверждается Владимиром Левченко - после экстремумов, т.е. максимумов и минимумов солнечной активности, на следующий год всегда наблюдается провал в темпах роста мировой экономики. Левченко утверждает,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments