Финансовый парфюмер, там где запах денег... (perfume007) wrote,
Финансовый парфюмер, там где запах денег...
perfume007

Categories:

Сделано в Швейцарии. История швейцарских успехов. Книга в кратком изложении за 10 минут

Специально для https://vk.com/stepan_demura Как Швейцарии и компаниям из этой страны удалось добиться впечатляющих успехов? Как развивались отдельные отрасли швейцарской экономики? Рассказ о Швейцарии – маленькой стране с большой историей побед и достижений. Череда экономических успехов Швейцарии и ее благополучие на протяжении столетий стали настоящим швейцарским чудом. На Швейцарию приходится непропорционально большая доля мировой торговли сырьевыми товарами; ей принадлежит первенство в нескольких отраслях. Граждане напрямую участвуют в управлении государством, а их уровень жизни неизменно является одним из самых высоких в мире. Историк экономики Джеймс Брейдинг берется объяснить читателю феномен успеха этой страны, подробно исследуя 14 отраслей швейцарской экономики от средних веков и до наших дней. Предприниматели, экономисты, руководители компаний и любители истории по достоинству оценят этот рассказ о достижениях, сделавших Швейцарию уникальной страной. Читать книгу следует не торопясь, потягивая швейцарский кофе и поддерживая работу мозга швейцарским шоколадом.

Швейцарская модель успеха. Швейцария – маленькая страна, не имеющая ни выхода к морю, ни сколько-нибудь значимых запасов природных ресурсов, – является признанным лидером во многих отраслях. Ее уникальная политическая система и культура способствуют полному раскрытию потенциала как отдельных людей, так и коммерческих, государственных и политических организаций. Упорный труд многих поколений предпринимателей заложил основы сегодняшнего благополучия страны. Не все эти люди были уроженцами Швейцарии; своими успехами она в немалой степени обязана иммигрантам, которые в настоящее время составляют почти треть населения.


Основные идеи книги
В Швейцарии были основаны ведущие мировые компании в целом ряде отраслей. Открытая всему новому культура этой страны и ее основанное на модели “снизу вверх” демократическое политическое устройство способствуют развитию предпринимательского духа и помогают добиться успехов в бизнесе. Ключевыми факторами, оказавшими решающее воздействие на развитие Швейцарии, являются ее независимость и нейтралитет. Швейцарское правительство обеспечивает безопасность, социальную защиту и правосудие. В остальном его вмешательство в жизнь граждан минимально. Налоги взимаются властями кантонального и муниципального уровня, а большинство вопросов управления решаются прямым голосованием. Швейцарская компания Nestle является одним из крупнейших в мире производителей продуктов питания. Сочетание мастерства, изобретательности и деловой смекалки швейцарских часовщиков позволяет им быть лидерами отрасли на протяжении уже двух столетий.
Швейцария предлагает бизнесу идеальную политическую и деловую среду для оптовой торговли сырьевыми товарами. Предоставление банковских и страховых услуг приносит стране до 11% ВВП. Один из священных принципов национальной банковской системы – гарантированная тайна вклада – сейчас находится под угрозой полного уничтожения.

“Швейцарское национальное самосознание рождалось в плавильном котле множества обстоятельств, приездов и отъездов талантливых людей, пестрого разнообразия их достижений и побед над неблагоприятными условиями”.

Швейцарская культура труда и характерное для этой страны уважительное отношение к учебе сформировали высококвалифицированный, образованный и творчески мыслящий средний класс. Многовековой навык сотрудничества с зарубежными партнерами является на сегодняшний день одним из конкурентных преимуществ швейцарского бизнеса. Государство обеспечивает своим гражданам безопасность, социальную защиту и правосудие. В остальном центральная власть не выходит за рамки этого общественного договора. Властные полномочия и сбор налогов в стране децентрализованы и являются сферой ответственности местных органов управления. Швейцарцы очень высоко ценят свои личные свободы. В стране действует принцип прямой демократии каждый гражданин участвует в референдумах и плебисцитах, реализуя свое право голоса в принятии как принципиально важных, так и текущих решений, касающихся управления государством. Нейтралитет Швейцарии также оказал влияние на ее развитие. Военные конфликты в Европе приводили к тому, что талантливые предприимчивые люди, вынужденные покидать свои страны, оседали в Швейцарии, привнося в ее экономику свои знания и опыт. Швейцарские банки служили приютом капиталу состоятельных людей, бежавших от войн и преследований.

“С начала XIX века маленькая, затерянная в горах Швейцария не перестает удивлять количеством появляющихся в ней компаний, конкурентоспособных на мировом рынке в целом ряде отраслей экономики ”.

Молочные реки, кофейные берега
Молочное животноводство – основа сельского хозяйства страны. Швейцарские производители сыров вышли на рынки США и стран Северной Африки еще в начале XIX века. “Эмменталь” стал первым глобальным швейцарским брендом, который и по сей день подделывают по всему миру. В 1911 году Вальтер Гербер разработал технологию изготовления плавленого сыра, обладающего большим сроком годности. В настоящее время завод по производству плавленых сыров, названный по имени изобретателя Gerberkase, принадлежит крупнейшему в Швейцарии производителю молочных продуктов, компании Emmi.

“Ограниченность внутреннего рынка является для швейцарского бизнеса движущей силой компании из Швейцарии порой вынуждены выходить на международный уровень просто для того, чтобы выжить”.

Несмотря на то что какао в Альпах не растет, большинство людей уверены, что шоколад был изобретен в Швейцарии. Филипп Сюшар, первым в Швейцарии начавший массовое производство шоколада, построил свою фабрику в городе Серьере в 1825 году. С тех пор швейцарский шоколад принято считать лучшим в мире. Рудольф Линдт усовершенствовал технологию изготовления и рецептуру изделий из шоколада, а в 1899 году продал свою бернскую фабрику компании Sprungli, остающейся и по сей день крупнейшим в стране независимым производителем шоколада. Даниель Петер придумал молочный шоколад, который он выпускал в виде плиток под названием Peter’s Original Milk Chocolate. В 1929 году компания – производитель этого популярного лакомства перешла под контроль Nestle.

“Жители Швейцарии составляют лишь немногим больше одной тысячной доли от населения планеты. При этом на территории этой страны заключается поражающее воображение количество сделок по продаже и покупке сырьевых товаров”.

Рождение самой Nestle не связано с шоколадом приехавший из Германии Генрих Нестле начинал с производства полюбившейся многим минеральной воды, смешанной с лимонадом. Настоящим же прорывом для компании стала разработка в 1867 году детского питания в виде растворимого порошка, рецепт которого был создан в результате изучения состава грудного молока. В то время младенческая смертность была чрезвычайно высока из-за того, что работавшие женщины не могли полноценно вскармливать детей грудью. Детское питание от Nestle стало спасительным решением оно обрело невероятную популярность сначала в Европе, а затем и во всем мире. Nestle продолжала развиваться и изобретать. В 1938 году компания предложила покупателям растворимый кофе так родился бренд Nescafe. Международное признание заслужил и созданный во второй половине ХХ века кофе Nespresso, предназначенный для приготовления в специальных автоматических кофеварках-эспрессо. В целом Швейцария сегодня производит и экспортирует больше кофе, чем шоколада и сыра. Но корпорация Nestle не останавливается на достигнутом ее доля на рынке продуктов питания растет за счет освоения новых областей – кормов для животных, минеральной воды, мороженого и диетических продуктов для снижения веса.

“Сегодня Швейцарские Альпы привлекают миллионы туристов, но на протяжении многих столетий подобный ландшафт считался совершенно непривлекательным для цивилизованного человека”.

Точное время
В 1572 году в Швейцарии обосновались бежавшие от преследований из Франции гугеноты. Здесь они продолжали заниматься привычным для себя делом – изготовлением ювелирных украшений и часов. Иммигранты, поселившиеся в Женеве и других городах, нанимали в качестве подмастерьев местных крестьян. Имея зимой избыток свободного времени, те осваивали мастерство изготовления деталей часовых механизмов, а некоторые из них впоследствии открывали свои часовые мастерские. Открыл свою фабрику и кузнец Даниэль Жан-Ришар, который рационализировал производственный процесс и изобрел станки для изготовления отдельных деталей.

“Люди готовы платить просто за то, чтобы приехать в эту страну, увидеть ее”.

В самом начале ХХ века Ганс Вильсдорф – выходец из Германии, торговавший часами в Лондоне, – точно предсказал, что карманные часы уйдут в прошлое и сменятся наручными. В сотрудничестве с хозяином часовой фабрики из Биля Германом Эглером он создает новые наручные часы, Rolex. Массовый интерес к наручным часам появился в годы Первой мировой войны такие часы начали носить солдаты. Вильсдорф продолжал экспериментировать, предлагая покупателям часы в водонепроницаемых и пылезащищенных корпусах, повышая точность механизма. Работавший в компании Rolex инженер Эмиль Борер изобрел “вечный двигатель” для часов, который не нужно было заводить. В 1927 году фирма придумала гениальный рекламный ход когда англичанка Мерседес Гляйце отправилась покорять вплавь Ла-Манш, на ней были часы Rolex Oyster.

“В отличие от управляющихся центральной властью соседей – Франции, Германии, Англии – многое в швейцарском обществе делается «снизу вверх»”.

В середине прошлого века швейцарцы по-прежнему доминировали на рынке приборов, измеряющих время. Серьезной проверкой на прочность стали 1970-е годы. Швейцарские компании были пионерами в разработке и производстве кварцевых часовых механизмов, но они недооценили потенциал массового рынка и сосредоточились на премиум-сегменте. Этим не замедлили воспользоваться конкуренты из Японии и США – Seiko и Hamilton. К началу 1980-х спрос на швейцарские часы резко упал. Часовой холдинг Societe Suisse de l’Industrie Horlogere (SSIH) запросил финансовой помощи у банков. За спасение умирающей отрасли взялся инженер и бизнесмен ливанского происхождения Николас Хайек. С помощью Вальтера Фрехнера из Swiss Bank Corporation (SBC) Хайеку удалось убедить представителей более 100 банков и инвесторов выделить средства на спасение традиционной национальной отрасли. Хайек и промышленник-миллиардер Штефан Шмидхайни учредили синдикат и обеспечили управление поступающими средствами и общее руководство. К реструктуризации компании Omega Хайек привлек предпринимателя Эрнста Томке, прославившегося в качестве антикризисного менеджера. Omega вновь стала приносить прибыль уже через полтора года. Всю отрасль оживил новый бренд Swatch тонкие и легкие, эти стильные часы вызвали в 1990-е настоящий фурор и поныне пользуются огромным спросом.

“Почти треть населения страны составляют иммигранты и потомки иммигрантов”.

Отдых в горах
В середине XIX века Альпы манили к себе толпы любителей приключений, писателей и художников. По мере увеличения числа приезжих катание на лыжах и санях становилось все более популярным времяпрепровождением для состоятельных путешественников. В Санкт-Морице, Женеве и Люцерне одна за другой открывались гостиницы. К 1912 году практически вся страна была покрыта сетью гостевых домов, коттеджей и роскошных отелей. Сегодня тысячи людей ежегодно приезжают на музыкальный фестиваль в Люцерне. Кто-то предпочитает отдохнуть летом на озерах в окрестностях Локарно, кого-то влекут зимние курорты в горах. Швейцарский туризм – это индустрия с ежегодным оборотом в 34 миллиарда долларов (около 3% ВВП страны); в этой отрасли заняты более 150 тысяч человек.

“Одно можно сказать наверняка появление часов Swatch вдохнуло жизнь в угасавшую часовую промышленность Швейцарии”.

Торговый рай
Как минимум треть мировой торговли нефти проходит через женевские фирмы. Не меньшая доля сделок по продаже зерна, семян масличных культур и сахара совершается в этом же городе. Трейдеры из Винтертура покупают и перепродают шестую часть мирового урожая хлопка, а в Цуге не только совершаются кофейные сделки мирового масштаба, но и размещен головной офис Glencore, крупнейшего торговца алюминием, медью и цинком (в 2012 году эта компания слилась с горнодобывающей компанией Xstrata).

“Швейцарцам можно позавидовать во многом. Но главным их достижением, пожалуй, являются принципы распределения среди членов общества создаваемого в стране богатства – намного более справедливые, чем в других промышленно развитых странах”.

Первой швейцарской организацией, занявшейся межконтинентальной торговлей, стала Базельская миссия, основанная в 1815 году с целью “распространения цивилизации через благотворительность”. Ее представительства были открыты сначала в Западной Африке, а затем в Индии. Однако к середине века организация уже вела активную торговлю, импортируя промышленные товары из Германии и Англии и вывозя кофе из Ганы. В 1917 году она была переименована в Базельскую торговую компанию (BHG). BHG вела коммерческую деятельность через свое дочернее предприятие, Union Trading Company. На протяжении большей части ХХ века компании сопутствовал успех; в годы расцвета в ней работали около 8 000 человек. В настоящее время BHG потеряла самостоятельность она была поглощена корпорацией Welinvest.

“Ключ к успехам и достижениям жителей этой страны кроется исключительно в их настойчивости и изобретательности. Природу и климат этих мест вряд ли можно считать союзниками человека”.

В середине XIX века братья Саломон и Иоганн Георг Волкарты основали компанию Volkart Brothers. Фирма импортировала хлопок из Индии, а затем стала привозить в Европу красители, чай, кофе и специи. Одновременно в Бомбее была организована торговля швейцарскими товарами – часами и текстильной продукцией. Со временем компанией были открыты представительства в Лондоне, Шанхае, Нью-Йорке и Бразилии. Другими всемирно известными швейцарскими торговыми домами были Siber, Hegner & Co., W.H. Diethelm & Co. и E.A. Keller & Co. У каждой из этих фирм своя богатая событиями история, а в 2008 году они консолидировались в единый холдинг DKSH.

“Успешное внедрение инноваций лежит в основе истории любого успешного швейцарского бизнеса”.

В 1974 году американский бизнесмен бельгийского происхождения Марк Рич основал компанию по оптовой торговле сырьевыми товарами. Головной офис Marc Rich & Co разместился в Цуге. Рич одним из первых почувствовал потребность сырьевого рынка в посредниках между покупателями и производителями стали, железной руды и угля. С его помощью нефтепроизводящие страны смогли наладить торговлю нефтью в обход “большой семерки” крупных нефтяных компаний. На пике развития стоимость компании Рича, представительства которой действовали в 125 странах, достигала 60 миллиардов долларов. В 80-90-е годы “ковбои” Рича стали пионерами в области ведения операций за счет собственных, а не клиентских средств. В 1992 году, пытаясь подмять под себя рынок цинка, Рич потерял миллионы долларов и был вынужден продать свою долю в компании, впоследствии превратившейся в Glencore. Огромное состояние Рича привлекло внимание американского окружного прокурора Рудольфа Джулиани, обвинившего Рича в торговле с “врагом” (Аятоллой Хомейни). В 2001 году президент Клинтон подписал указ о его помиловании.

“Швейцарцам удалось превратить способность к адаптации в привычку, а невероятный успех стал для них нормой”.

На сегодняшний день Швейцария является идеальным местом для торговли сырьевыми товарами. Участники рынка выбирают ее по следующим причинам 1) Прозрачная и эффективная правовая система страны позволяет избегать длительных и дорогостоящих судебных разбирательств; 2) Местное законодательство требует обнародовать минимум информации о коммерческой деятельности; 3) Налоги невысоки, а местные банки предоставляют большие и недорогие кредиты; 4) У швейцарцев наработан огромный опыт в подборе и предоставлении выгодных логистических решений.

Банки
Финансовые услуги – банковское обслуживание, управление состояниями и страхование – дают впечатляющие 11% ВВП Швейцарии. В этой небольшой стране зарегистрировано более 300 банков. Частный банковский бизнес и управление состояниями даже в наши дни сохраняют ауру таинственности и элитарности. За последние семь лет в сфере управления состояниями был обеспечен прирост 50 миллиардов швейцарских франков (примерно 54 миллиарда долларов).

Credit Suisse, Union Bank of Switzerland (UBS) и Swiss Bank Corporation вышли на лидирующие позиции в мире во второй половине ХХ века, но уже сотни лет назад города на перекрестках международной торговли – Базель, Санкт-Галлен и Берн – были центрами банковского дела. Женевские банкиры финансировали Голландскую Вест-Индскую компанию. К началу XIX века швейцарские банкиры стали главными финансовыми советниками аристократии и монархов. Начиная со средних веков и вплоть до Второй мировой войны, в периоды, когда Европу раздирали политические конфликты и войны, стабильная банковская система Швейцарии обеспечивала надежное убежище для денег из всех стран континента. Швейцарский франк и сегодня остается привлекательной формой вложения капитала.

Традиция сохранения банковской тайны сформировалась под влиянием стремления защитить любого человека от политических преследований и предоставить ему “физическое и финансовое убежище”. Это уважение к частной жизни в сочетании со снисходительным отношением к уклонению от налогов сделали Швейцарию пристанищем не только для законно заработанных состояний, но и для денег весьма смутного происхождения. Когда известные на весь мир тираны и диктаторы, такие как президент Заира Мобуту, бывший шах Ирана и семья президента Филиппин Маркоса, стали укрывать свои деньги в швейцарских банках, международное сообщество начало оказывать на банки давление, требуя отменить тайну вкладов. Проволочки с возвратом средств семьям жертв Холокоста оказались еще одним ударом по репутации швейцарской банковской системы. Чтобы продолжать работать за границей, швейцарским банкам пришлось перейти на международные стандарты отчетности и стать более открытыми. Эти факторы способствовали дальнейшему наступлению на принципы банковской тайны, которой в настоящее время уже практически не существует.

Об авторе
Джеймс Брейдинг – основатель Naissance Capital, соавтор книги “Швейцарское экономическое чудо”. В течение ряда лет писал статьи о Швейцарии для журнала The Economist.

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Tags: банк, бизнес, история, предпринимательство, развитие, страны, успех
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo perfume007 december 15, 23:59 19
Buy for 20 tokens
В продолжении по циклам солнечной активности. Спасибо taxfree за тематику данного поста. Как утверждается Владимиром Левченко - после экстремумов, т.е. максимумов и минимумов солнечной активности, на следующий год всегда наблюдается провал в темпах роста мировой экономики. Левченко утверждает,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments