Финансовый парфюмер, там где запах денег... (perfume007) wrote,
Финансовый парфюмер, там где запах денег...
perfume007

Вандербильт. От лодочника до богатейшего человека в мире. Биография в картинках 2 часть

Специально для https://vk.com/stepan_demurа Начало тут. Парфюмер изучил историю американца Корнелиуса Вандербильта, построившего транспортную империю и ставшего одним из первых в мире мультимиллионеров. Как и многие предприниматели 19 века, Вандербильт начинал с нуля — не имея ни связей, ни денег, ни образования. В 1830 году Корнелиус создал в Нью-Йорке пароходную компанию. Его целью стало создать маршруты из Нью-Йорка в ближайшие регионы. Начал он с линии Пиксилл. У него сразу нашелся сильный конкурент в лице Дэниэла Дрю, и в итоге Корнелиус вынужденно выкупил бизнес конкурента. Их интересы еще не раз пересекутся, и борьба в разных отраслях станет одним из самых интересных предпринимательских противостояний того времени. Встречается версия, что уже после первого поединка Дрю с Вандербильтом втайне заключили партнерство, а врагами выглядели лишь для общественности.

Следующей целью Корнелиуса стал маршрут Нью-Йорк — Олбани, где вполне успешно работала Гудзонская речная ассоциация. Вандербильт действовал в своей манере: снизил цену до $1, затем до 10 центов, а позже вообще начал работать бесплатно. В отличие от конкурентов, он мог себе это позволить. Еще одним подходом Вандербильта стал популизм: он назвал созданный маршрут «Народной линией» по аналогии с лозунгами президента США Эндрю Джексона. Гудзонская речная ассоциация не смогла ничего противопоставить конкуренту, и ей остались только решительные меры — единоразовая выплата в $100 тысяч и еще по $5 тысяч в год в течение 10 лет за то, чтобы Вандербильт ушел с этого рынка. Корнелиус принял предложение и был вполне удовлетворен таким поворотом событий. Есть мнение, что это не единственный раз, когда предприниматель соглашался на отступные вместо того, чтобы добить уже поверженного противника. В дальнейшем Вандербильт подчинит себе весомую часть нью-йоркских линий.

Солидную прибыль Вандербильт тратил на расширение флота, который достиг ста судов. При этом он не экономил на пароходах и следил за тем, чтобы они были совершенными как в техническом плане, так и с точки зрения эстетики и удобства. Вандербильт не намерен был останавливаться на пароходах — для большего контроля в Нью-Йорке ему нужны были недвижимость и железные дороги. Последними Вандербильт заинтересовался еще в начале 1830-х годов, и его интерес не остановила даже Хайстаунская катастрофа, в которой он получил серьезные ранения.

В 1840 году Вандербильт обратил внимание на Стонингтонскую железную дорогу, соединяющую Нью-Йорк и Бостон. Для ее владельцев это означало наступление тяжелых времен. При этом приобретать активы по себестоимости предпринимателю не хотелось, да и акционеры Стонингтона были против такого покупателя. Вандербильт выбрал более долгий путь: заполучив конкурирующие железные дороги, он начал ценовую войну, сбросив стоимость рейса до минимума. В 1847 году Стонингтон все еще держалась, а вот на бирже запаниковали и обрушили акции компании. Этого Вандербильт и ждал, а потому сориентировался быстрее остальных и заполучил Стонингтон под свой полный контроль. Нынешние исследователи за такой подход называют Корнелиуса мастером демпинга, а современники считали его хищником и боялись попасться ему на пути.

С недвижимостью Вандербильт тоже не мелочился и тратил большие деньги не только на покупку зданий, но и на застройку приобретенных земельных участков. Некоторые источники указывают на заявления магната о том, что он не собирается ждать строительства инфраструктуры от властей и предпочитает создать ее самостоятельно. Несмотря на успехи в бизнесе и состояние, которое оценивается в несколько миллионов, Вандербильт так и не стал своим в высшем свете Нью-Йорка. Его приглашали на вечера, но произвести хорошее впечатление Вандербильту не удавалось: необразованный, привыкший к окружению моряков, он грубо ругался, постоянно курил сигары и не выбирал выражений в разговоре. К тому же среди представителей высшего общества хватало людей, чей бизнес Вандербильт раздавил, пока строил свою империю.

Создание Accessory Transit. Война с нечестными управляющими
В 1848 году началась Калифорнийская золотая лихорадка. Зарабатывали на ней в основном не золотоискатели, а торговцы необходимым инвентарем и припасами, а также транспортные компании. Тихоокеанское почтовое пароходство, которое контролировало панамское направление, делало миллионы. Вандербильт в это время создал компанию Accessory Transit Company. Он добавил новый маршрут, создав канал между Карибским морем и Тихим океаном. Для этого Вандербильт в 1849 году заключил с правительством Никарагуа договор, по которому получал исключительные права на строительство канала, но из-за разногласий между Великобританией и США у него ничего не вышло.

Тогда Вандербильт нашел другой маршрут, но столкнулся с новой проблемой: река Сан-Хуан была признана не судоходной. Вандербильт, имевший огромный опыт в этой сфере, расчистил русло Сан-Хуан, а позже сам встал у руля парохода, продемонстрировав, что остальные заблуждались. Сам проложенный путь можно было считать настоящим туристическим маршрутом. Желающих принимали на борт в Нью-Йорке, везли к побережью Никарагуа, после чего вверх по реке. Затем была пересадка и поездка по суше до озера Никарагуа, где опять нужно было сесть на пароход. Даже несмотря на обилие пересадок, маршрут был короче, чем у конкурентов, так что свою аудиторию Вандербильт получил и на золотой лихорадке зарабатывал больше миллиона в год.

В 1850-е годы Вандербильт стал крупнейшим американским судовладельцем. Его капитал увеличился до астрономической по тем временам суммы в $11 млн. На территории США было мало людей, готовых бросить вызов Вандербильту. Уверившись в прочности своей империи, предприниматель решил взять первый в своей жизни отпуск. Довольно скупой Вандербильт решил отдохнуть с небывалым комфортом и даже специально построил яхту «Северная звезда». Яхта длиной 80 метров, проработанная по всем требованиям Корнелиуса и внутри напоминавшая дворец, стала визитной карточкой предпринимателя: по ней люди в портах узнавали, что в город прибыл Вандербильт.
Яхта Вандербильта Северная звезда

В путешествие предприниматель взял семью и несколько друзей. Руководить бизнесом остались надежные, по мнению Вандербильта, управляющие. Дела Accessory Transit он доверил руководителям Моргану и Гаррисону — в некоторых источниках они даже упоминаются как компаньоны Корнелиуса. В любом случае управляющие, пусть и знали о суровом характере Вандербильта, начали вести свою игру. В первую очередь речь шла о захвате Accessory Transit, о чем глава компании узнал, вернувшись из путешествия. Второй шаг стал известен предпринимателю гораздо раньше — это была финансовая поддержка авантюриста Уильяма Уокера, который решил в Центральной Америке построить собственную Карибскую империю.

В авантюру было вложено около $20 тысяч. За эти деньги Уокер принялся нанимать людей для экспедиции в Никарагуа. Он создавал отряд для помощи местным либералам, которые взамен должны были выделить ему 52 тысячи акров земли и право называться колонистами. Обычно эта операция приравнивается к пиратским рейдам. Узнав, во что влезли его компаньоны, Вандербильт был чрезвычайно недоволен, но до поры до времени не вмешивался. Намного сильнее магната разозлило, то что Морган и Гаррисон совершили переворот. Узнав об этом, Вандербильт написал своим бывшим доверенным лицам письмо о том, что он знает о попытке обмана, но не собирается с ними судиться, так как тяжба займет много времени. Гораздо легче будет их раздавить.

Вандербильту не составило труда создать альтернативный маршрут через Панаму, ведь предатели-партнеры лишили его права на перевозки через Никарагуа. Методы давления были проработаны — падение цен, пусть даже себе в ущерб. Уже через год Морган с Гаррисоном обанкротились, и Вандербильт вернул себе контроль над активами Accessory Transit. Есть информация, что Вандербильт, будто бы отказавшийся от суда, все же подал иск на Гаррисона и Моргана. Первого он обвинил в мошенничестве, потребовав компенсацию в $500 тысяч, а Моргана — в сотрудничестве с Уокером. Корнелиус начал требовать возместить ущерб чуть ли не в $1 млн, и после этого они сдались.

В этой истории были и другие пострадавшие: несколько пароходных компаний, также работавших в этом направлении, Вандербильт практически разорил. В итоге они пошли на сделку и согласились платить $40 тысяч в месяц за закрытие маршрута через Никарагуа. Золотая лихорадка постепенно утихала, спрос на перевозки уменьшался, а Вандербильт продолжал отлично зарабатывать. Позже он вытребовал увеличение суммы до $56 тысяч. Cудя по всему, сделка была заключена уже после возвращения Accessory Transit под контроль Вандербильта.

Уокеру повезло гораздо меньше. По имеющимся данным, именно он подговорил Моргана и Гаррисона пойти против Вандербильта и помог захватить компанию с помощью рычагов в новом правительстве Никарагуа. Предприниматель не стал это прощать. Кроме того, Уокер явно не желал подчиняться Корнелиусу, считая себя самостоятельной фигурой, и даже пытался давать ему указания. Когда дела были в руках компаньонов Корнелиуса, Уокеру активно поставлялись дополнительные силы и оружие. Теперь же ситуация в корне изменилась. Первым делом Вандербильт прикрыл авантюристу поставки. Затем начал через своих агентов в Лондоне готовить морскую блокаду побережья Никарагуа, давил на правительство США, пытаясь заставить их отречься от Уокера.

Параллельно с этим предприниматель использовал свои связи в Никарагуа, чтобы заставить ее президента избавиться от Уокера. Агенты Вандербильта создавали альянс против авантюриста с помощью других государств Центральной Америки и даже возили оружие в Коста-Рику. Есть мнение, что Вандербильт набирал наемников, чтобы поскорее разобраться с Уокером. Вандербильт достиг цели и в 1856 году: Гватемала, Эквадор, Коста-Рика, Гондурас и Сальвадор объявили войну Уокеру. При этом Вандербильт был готов предоставить воюющим свои корабли, а англичане — пушки и боеприпасы. Президент США принимать дипломата авантюриста не стал. В южных штатах были попытки организовать митинги в поддержку Уокера, но толку от них не было.

Авантюрист смог провести государственный переворот в Никарагуа и стать президентом, но закончилось все для него печально. В сентябре 1856 года произошла эскалация конфликта, а уже в мае 1857 года теснимая союзниками и блокированная английскими кораблями армия Уокера капитулировала. В США Уокера привлекли к суду за нарушение нейтралитета, но благодаря митингам в южных штатах он сильно не пострадал и даже подготовил еще несколько неудачных экспедиций. Правда, уже после первого поражения над ним насмехались и в дальнейшем ситуация не стала лучше.

3360-тонный пароход Вандербильта

Бытует мнение, что, если бы Уокер не перешел дорогу Вандербильту, его авантюра закончилась бы гораздо успешнее и ему было бы вполне по силам достичь поставленных целей. Так, Уокер заплатил своими мечтами за попытку перейти дорогу одному из богатейших людей США. Пока шли разбирательства в Никарагуа, Вандербильт налаживал трансатлантические рейсы. Конкуренция тут была выше, но дело было прибыльным. Источники называют разное время, когда Вандербильт вышел на этот рынок, — от начала до середины 1850-х годов. Главными конкурентами Вандербильта были американец Эдвард Коллинз и его компания Collins Line, а также британец Сэмюель Кунард со своей Cunard Line. Обе компании поддерживались правительствами их стран и вполне уверенно себя чувствовали. Вандербильт опирался исключительно на свою деловую хватку и капитал и вышел победителем.

Для этого предприниматель использовал все тот же подход — демпинг. Кроме того, он добавил на суда третий класс — несмотря на неудобства, желающих было хоть отбавляй. Вандербильт правильно подобрал целевую аудиторию, сделав ставку на небогатых пассажиров и эмигрантов. Чтобы оставаться на плаву, Вандербильт экономил в том числе на страховке своих судов. Это удавалось благодаря тщательно подобранной команде и пароходам, сделанным настолько хорошо, что даже на ремонт Вандербильт тратил гораздо меньше денег и времени, чем Коллинз. Так не получавший государственной помощи Корнелиус навязал оппонентам борьбу, хоть и жаловался, что конкурировать с субсидируемыми компаниями тяжело.

Следующим маневром Вандербильт продемонстрировал свои намерения и заодно прорекламировал компанию. За $600 тысяч он заказал один из крупнейших пароходов своего времени — «Вандербильт». Встречается информация, что это судно получило «Голубую ленту Атлантики», но в списке победителей упоминания об этом нет. В любом случае Вандербильт, которого не поддерживало правительство США, выглядел для обывателей предпочтительней Коллинза. Корнелиус снизил цены, строил огромные пароходы, вовремя платил команде и предоставлял услуги всем желающим, а вдобавок его корабли не тонули.

Коллинз же в 1856 году потерял два корабля. К тому же, чтобы не потеряться на фоне конкурента, он потратил баснословную сумму на свой гигантский пароход. Вот только у Вандербильта были связи и четкие требования к судну, а Коллинзу построили пароход плохого качества. Он выдержал несколько путешествий и был продан, а его владелец потерял $900 тысяч.

После этого Вандербильт стал выглядеть предпочтительнее даже для правительства. Коллинз потерял государственное субсидирование и обанкротился еще до конца 1850-х годов. Кунарду повезло больше, и его компания существует до сегодняшнего дня. Вандербильт свой бизнес в этом направлении продал в 1861 году за $3 млн. Стоит рассказать, что в 1850-е годы Вандербильт стал причиной важного кулинарного открытия. В 1853 году он ужинал в ресторане одного из фешенебельных отелей Moon's Lake Lodge. Едва прикоснувшись к заказанному фирменному блюду — это был жареный картофель, — гость приказал вернуть его на кухню: картофель для него был порезан слишком толсто. Есть сведения, что Корнелиус забраковал блюдо трижды.

Шеф-поваром в ресторане был знаменитый впоследствии Джордж Крам. Со злости или шутки ради он нарезал картофель очень тонко, пожарил и приказал подавать. Крам рисковал, ведь Вандербильт не славился добротой, но предпринимателю и его друзьям блюдо понравилось. После этого в меню ресторана появилось новое фирменное блюдо «Чипсы Саратога». Постепенно чипсы стали известны во всем мире.

Продолжение следует...

Источник






Добавиться в друзья можно вот тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:
Tags: бангстеры, богачи, история, крупный капитал, олигархи, спекуляции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo perfume007 декабрь 15, 23:59 19
Buy for 20 tokens
В продолжении по циклам солнечной активности. Спасибо taxfree за тематику данного поста. Как утверждается Владимиром Левченко - после экстремумов, т.е. максимумов и минимумов солнечной активности, на следующий год всегда наблюдается провал в темпах роста мировой экономики. Левченко утверждает,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment