Аналитики спорят, можно ли называть нынешнее ралли самым долгим в истории. Одни говорят, что да, можно, потому что предыдущий бесперебойный рост длился с октября 1990 года и до краха доткомов в марте 2000 годе (3452 дня). Но другие, в частности, основатель консалтинговой компании Yardeni Research Эдуард Ярдени, считают, что рекордный рост S&P 500 продолжался с 1987-го по 2009 год (4494 дня). Дело в том, что в 1990 году произошло падение индекса на 19,9%. Это можно рассматривать как коррекцию, а можно округлить до 20% и считать полноценным перерывом в ралли.
Но главный вопрос – не о рекордах: в конце концов, количество дней – всего лишь условность. Означает ли нынешний долгий бычий тренд, что близка его кончина? Можно ли делать выводы о длине нынешнего ралли на основе прошлых периодов роста? Или чем тренд старше, тем крепче становится?
«У бычьего рынка, в отличии от молока или яиц, нет срока годности, – говорит главный инвестиционный стратег Oppenheimer & Co. Джош Стольцфус. – Бычьи рынки живут и умирают из-за фундаментальных показателей экономики и корпораций».
Скептики говорят, что чем выше поднимается цена акций, тем хуже потом обрывается их рост. «С подъемом [на рынке] люди начинают думать, что рецессия не наступит. Это приводит к тому, что они начинают больше рисковать и занимать. Появляется эйфория, из-за которой закладываются семена будущего краха», – предупреждает Сринивас Тирувадантай, директор по исследованиям Levy Forecast Center.
Но американская экономика сейчас находится в хорошем состоянии. Рост прибыли компаний достиг восьмилетнего рекорда, а ВВП США вырос на 4% – лучший показатель с 2014 года. Да, действительно, существуют макроэкономические проблемы, вроде торговых войн – США увеличивают тарифы на импортную продукцию, другие страны отвечают тем же – и падения курсов валют развивающихся стран, которое неминуемо скажется и на бизнесе американских компаний. Но они пока не в силах противостоять положительным факторам.
Бум в сфере высоких технологий, указывает Wall Street Journal, также способствует росту американских акций. 22% нынешнего бычьего рынка – заслуга компаний технологического сектора (4,1% принесла одна лишь Apple).
Девять лет для бычьего рынка – большой срок, но это не значит, что его конец близок, говорят главный инвестиционный стратег LPL Financial Джон Линс и ведущий стратег компании по рынкам Райан Детрик. С учетом всех имеющихся обстоятельств (фискальная американская политика, государственные траты, прибыль корпораций) они дают бычьему рынку еще «год или больше».
Стратеги Bank of America с ними солидарны. Сейчас рынок, считают они, поддерживается ростом продаж и увеличением капитальных затрат и находится где-то между срединой большого цикла и поздней его стадией. Согласно подсчетам Bloomberg Intelligence, в течение следующего года компании S&P 500 увеличат расходы на инвестиции на 15%. Это самый быстрый рост с 2012 года.
Несмотря на то, что с марта 2009 года рынок ни разу не проседал более чем на 20%, он пережил слишком много ударов, чтобы считаться одним длинным ралли. В 2015 году на фоне девальвации юаня S&P 500 пережил две коррекции на 10%.
«У нас были проблемы с Японией, Китаем, в 2015 году также было сокращение доходов, – говорит Брайн Белски, главный инвестиционный стратег BMO. – Мы уже забыли про все это, потому что только смотрели на новостные заголовки. Я так устал от этого разговора о том, что рынок находится на излете цикла. Почему мы просто не можем инвестировать?».

Индекс S&P 500 включает крупные компании, а Russel 2000 – компании с маленькой капитализацией.
И он-то как раз проседал более чем на 20%.
Также важно то, отмечает Белски, что в разных отраслях могут быть коррекции в разное время. «Я смотрю на 11 секторов в S&P 500 или в [индексе] Russel. В этих 11 секторах я вижу ранний цикл, серединный цикл, поздний цикл. Почему мы применяем общие выводы ко всему? Это сейчас главная проблема среди инвесторов. Мы никак не можем прекратить пытаться найти вершину [цикла]», – считает он.
Некоторые аналитики считают противоречивой попытку понять, на какой фазе цикла сейчас находится рынок. Бычий тренд XXI века, указывают они, нельзя сравнивать с тем, что было десятилетия назад. Виной всему почти десять лет низких процентных ставок и количественные смягчения.

Динамика ключевой ставки ФРС США. Сейчас она растет – но она никогда не была такой низкой так долго.
Президент Medley Global Advisors Пол Ричардс указывает, что инвесторам следует ожидать большей волатильности. Наряду с ней растут процентные ставки, кривая доходности сглаживается, становятся заметны признаки растущей инфляции.
Главный инвестиционный директор Bryn Mawr Trust Эрни Сесилия считает, что на более поздних стадиях бычьего рынка риски растут, но его возраст не является предвестником рецессии. Федеральная резервная система США тоже пока не прогнозирует спад экономики. Американский регулятор ожидает, что ВВП страны за 2018 год вырастет на 2,8%. Рецессию, указывали ведущие экономисты, стоит ждать только к 2020 году.
Источник. В статье использован материал Bloomberg.
Journal information