Серьезное, вдумчивое чтение, отмечает профессор психологии Калифорнийского университета Патриция Гринфилд, способствует рефлексии, развивает аналитические способности и критическое мышление. Электронная подача информации, рассуждает она, имеет свои преимущества, но возможно, за ее популярность приходится платить. Под угрозой, считает ее коллега Марианна Вольф, могут оказаться биологические механизмы «вдумчивого чтения», формировавшиеся в течение долгого времени, и когнитивные способности, необходимые в повседневной жизни – включая критическое отношение к новостям и политическим лозунгам. Есть ли основания для таких опасений? Долговременный эффект электронной информации сложно оценить. Но различия в восприятии действительно существуют.
Не углубляясь
Почему электронные тексты располагают к поверхностному чтению? Для этого есть ряд причин. Среди них избыток информации и отвлекающие факторы, от интерактивных элементов (например, видео) до других ресурсов, на которые может переключаться внимание – уведомлений об электронной почте, сообщений из социальных сетей и так далее.
«В нашей культуре обилие информации стало проблемой, – писал литературный критик Свен Биркертс. – И процесс чтения закономерно меняется. Читатель, который сталкивается с обилием текстов и пытается ориентироваться в этом потоке, склонен к тому, чтобы читать по диагонали, быстрее переходить от одного текста к другому, не тратя лишнее время на то, чтобы вдуматься в содержание. Что он получает? Больше “частиц” информации – и они могут быть как важными, так и банальными».
Материальность бумажных книг – и нематериальность электронных текстов – также влияет на восприятие. Чтение, как отмечает доцент Ставангерского университета Анне Манген, это и осязательный процесс тоже. И с этой точки зрения, доказывает она, физический контакт с книгой, переворачивание страниц более существенны, чем прокрутка экрана и переход по ссылкам.
«Текст на бумаге осязаем, его буквально можно коснуться, – пишет Манген. – И это также определяет то, как он воспринимается». Помимо прочего бумажные носители, отмечает она, придают тексту дополнительную индивидуальность: «На экране планшета книги выглядят одинаково, но у бумажных книг есть физические и типографские характеристики, настраивающие человека на определенную манеру чтения – учебник по физике, например, подает другие сигналы по сравнению с карманным изданием Дэна Брауна».
Есть ли в этом практический смысл? Некоторые исследователи утверждают, что да, предполагая, что физические характеристики книги могут облегчить запоминание. Эксперимент, проведенный французскими учеными в начале 2000-х годов, показал, что участники, вспоминавшие содержание текста из бумажной книги (книга при этом находилась перед ними), справлялись лучше, чем те, кто ранее прочитал текст с гаджета.
Эффект
Значит ли это, что электронный носитель ухудшает восприятие? Существуют исследования, которые подтверждают эту версию – например, эксперименты с участием американских студентов, проведенные несколько лет назад. Участники предпочитали читать с экрана, полагая, что так усваивают информацию лучше. Но тесты – результаты чтения с бумаги и электронного носителя – показали обратный результат. Когда студентам задавали общие вопросы о содержании, особых различий не было. Но когда речь шла о деталях – те, кто читал текст с бумажных носителей, отвечали лучше.
При этом позиция ученых неоднозначна. Как отмечается в обзоре тематических работ, чтение с бумаги и экрана сравнивали еще в 1980-е годы. И многие исследователи «не нашли существенных различий» – ни в понимании текста, ни в запоминании. Авторы ряда более поздних работ пришли к таким же выводам. Один из экспериментов со студентами, проведенный несколько лет назад, подтвердил, что работа с электронными текстами может занимать больше времени из-за отвлекающих факторов (параллельного просмотра других ресурсов), но их понимание, согласно выводам, не ухудшилось.
Чем объяснить расхождения? Возможно, влиянием дополнительных параметров – например, привычкой получать информацию в той или иной форме. Недавно опубликованное метаисследование, обобщившее результаты работ за последние годы, отмечало, что тексты на бумаге воспринимаются лучше, хотя в ходе более поздних тестов (проведенных после 2013 года) разница с экраном оказалось ниже. Ученые также обратили внимание на то, что при чтении электронных текстов людям свойственна «чрезмерная уверенность» – возможно, из-за привычки быстро читать простые тексты. В одном из экспериментов участники, которые должны были усвоить текст с экрана для последующей проверки, потратили на это меньше времени, чем те, кто читал на бумаге – и их результаты в итоге оказались хуже. Но когда им указали оптимальное время для подготовки – результаты обеих групп оказались схожими.
Теория о негативном эффекте электронной информации может казаться интуитивно верной. Но для ее подтверждения, как признавал ее сторонник Николас Карр, нужны «долгосрочные неврологические и психологические исследования». «Нет медиа, которое было бы универсальным, – считает психолог Патриция Гринфилд. – У каждого есть сильные и слабые стороны. Каждое развивает одни способности, пренебрегая другими. Для развития человеческого разума нужна сбалансированная медиа-диета, которая предполагает достаточное время и для традиционного чтения».
Источник
Journal information