Гриффин, получивший образование в области экономики и финансов в трех университетах Техаса и Огайо, к настоящему моменту опубликовал около трех десятков научных работ. Его ранние исследования были в первую очередь посвящены вопросам финансового рынка (например, динамике институционального и индивидуального трейдинга), но сам ученый не получал удовлетворения от своей деятельности. Как рассказал сам Гриффин корреспондентам Bloomberg, несмотря на свои академические достижения, он не был счастлив и начал задаваться вопросом о смысле жизни. Своеобразным ответом для него стала цитата из Библии, а именно из Послания к Ефесянам: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».
Гриффин решил заниматься исследованиями «финансового зла», очевидно, чтобы обличать «тьму» в этой области. В число тем, которыми он с удовольствием занимается, входят конфликты интересов, поведение инвесторов (например, недобросовестные трейдерские практики), международные финансы. Как подчеркивает профессор, информация «оставляет следы» и «иногда говорит».
Хороший пример результатов его работы – исследование 2016 года (проделанное с двумя соавторами) о взаимосвязи корпоративной и личной этики. Ученые выяснили, что генеральные и финансовые директора, совершившие должностные проступки, вдвое чаще, чем участники контрольной группы, были склонны к посещению сайтов по поиску партнеров для супружеских измен. При этом в компаниях, где работали такие топ-менеджеры (которые к тому же посещали «сайты для измен»), более чем в два раза чаще происходили должностные преступления. Авторы подчеркивали: эта зависимость никак не объясняется различиями между компаниями, регионами и культурами.
«Барометр страха» и биткоин
В 2017 году Гриффин вместе со своим коллегой по Техасскому университету Амином Шамсом выпустил работу о манипуляциях с индексом волатильности VIX, который еще называют «барометром страха». VIX отражает ожидания инвесторов относительно колебаний финансового рынка на основе изменения цен на опционы на индекс S&P 500 – «барометр страха» повышается на падающем рынке и снижается на растущем.
Однако трейдеры могут торговать также и биржевыми продуктами, привязанными к VIX. По мнению Гриффина и Шамса, недобросовестные инвесторы манипулировали опционами, связанными с S&P 500, чтобы завышать или занижать сам VIX. Речь шла о контрактах на Чикагской бирже опционов (CBOE). Сама торговая площадка отвергала обвинения в манипулировании, однако ее акции в 2018 году на фоне подозрений упали на рекордные 15%; в сентябре CBOE объявила, что совместно с Агентством по регулированию деятельности финансовых институтов (FINRA) разрабатывает искусственный интеллект, который поможет развеять обвинения в возможности манипулировать VIX.
Когда в конце прошлого года стоимость биткоина подскочила до $20 тысяч, Гриффин начал изучать данные по сделкам с самой известной в мире криптовалютой; объем этих данных оценивался в два терабайта, что соответствует примерно десятой части всех книг, собранных в библиотеке конгресса.
В середине 2018 года вышло совместное исследование Гриффина с его коллегой по Техасскому университету, посвященное стоимости биткоина. Авторы пришли к выводу, что ценой биткоина манипулировали – с помощью криптовалюты Tether, которая якобы привязана к доллару США и полностью обеспечена им, но на деле это пока не подтверждается. В Tether Ltd., однако, утверждают, что их виртуальная валюта не может использоваться для раскрутки биткоина.
Кажется, Гриффин не прогадал с «обличениями тьмы» – исследование по биткоину и Tether скачали в базе научных статей и препринтов Social Science Research Network более 20 тысяч раз, после чего оно стало одним из самых популярных за последний год. На эту работу ссылались в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), когда отклоняли запрос на регистрацию биржевого фонда биткоина братьев Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов.
Гриффина упоминал и экономист Нуриэль Рубини, предсказавший финансовый кризис 2008 года, когда назвал вообще все криптовалюты «матерью всех манипуляций и мошенничеств» (сторонники криптовалют немедленно его раскритиковали). Сам же Гриффин опасается, что описанные в его работах методы могут заинтересовать трейдеров-мошенников.
Источник
Journal information