Финансовый парфюмер, там где запах денег... (perfume007) wrote,
Финансовый парфюмер, там где запах денег...
perfume007

Categories:

Mitsubishi Group. История и структура, от дзайбацу до кэйрецу

Финансовый парфюмер изучил историю Mitsubishi Group, которая была основана самурайским кланом Ивасаки, прошла через войны, кризисы и разделения, а сейчас представляет собой горизонтальную финансово-промышленную группу, продолжая занимать лидерские позиции во многих отраслях. Япония — исторически довольно закрытая страна, и японские компании сильно отличаются от остальных. Здесь работает много компаний, созданных больше века назад, и одна из них — Mitsubishi. Компания долгое время находилась в собственности самурайского рода Ивасаки и, как считают некоторые, семья с ее помощью успешно влияла на правителей страны.


В середине 19 века Япония оставалась средневековой отсталой страной — отчасти из-за политики изоляции, которую проводил сегунат Токугава. Этим воспользовались американцы: в 1853 году их эскадра под руководством М. Перри прибыла в Японию и угрожала обстрелять пригороды Эдо (так раньше назывался Токио). Чужаки требовали открыть порты и дать им возможность торговать. Первая попытка успехом не увенчалась: сегун был болен, и принять решение было некому. В 1854 году Перри вернулся в Японию и добился своего.

На японский рынок хлынули иностранные товары, вызвав тотальное обеднение населения и в первую очередь самураев: для них считался позорным любой труд, кроме воинского. Тогда часть даймё (крупнейшие феодалы страны) снизошли до занятия предпринимательством. Так появился термин «дзайбацу» — денежный клан.

С одним из таких кланов и связано создание Mitsubishi. Компанию основал Ивасаки Ятаро, родившийся в 1835 году в городе Аки в провинции Тоса. Ятаро происходил из древнего самурайского рода, но его семья потеряла титул и перешла в фермеры. По официальной версии титул продал дед Ятаро, чтобы рассчитаться с долгами.

По другой версии прадед и дед Ятаро оставались самураями, служившими у императора. Проблемы у Ивасаки появились уже при отце будущего предпринимателя: чтобы отправить сына учиться, он вынуждено продал семейные драгоценности, а позже и титул, лишив род привилегий.

В 1848 году будущий предприниматель отправился в город Коши изучать философию, а затем продолжил обучение в Эдо. Уже через год после отъезда в Эдо Ятаро был вынужден вернуться в свой город к отцу: тот был ранен в ссоре с местным чиновником. По другой версии его попросту посадили в тюрьму. Судья отказался рассматривать это дело, и Ятаро обвинил его в коррупции, и в результате сам на семь месяцев попал в тюрьму.

В конце 1850-х годов Ивасаки по счастливой случайности познакомился с Ёсидой Тоё — это был самурай из клана Тоса и влиятельный политик, выступавший за реформы. Встречается версия о знакомстве с двумя высокопоставленными членами этого клана — вторым, по всей видимости, считают племянника Ёсиды Гото Сёдзиро. По официальной версии Ятаро был одним из учеников и последователей Тоё.

Разные источники противоречат друг другу по поводу времени знакомства Ивасаки с Тоё, но обычно указывают, что это случилось после выхода Ивасаки из тюрьмы. В любом случае благодаря покровителю Ивасаки еще и поступил на службу в клан Тоса. Он стал простым клерком, зато смог выкупить статус самурая. Карьера Ятаро быстро шла в гору, и скоро он стал влиятельным чиновником высокого ранга. Есть сведения, что он занимался закупками амуниции, боеприпасов и других необходимых для армии вещей.

В 1868 году началась реставрация Мейдзи, когда произошла, возможно, первая в своем роде буржуазная промонархическая революция. Клан Тоса стал одним из четырех проимператорских кланов, и в 1869 году представители этого клана были в правительстве, ради чего им пришлось отказаться от некоторых привилегий.

После революции мало что поменялось: при власти снова оказалась знать, которая стала притеснять своих противников. Единственной проблемой стало то, что дайме потеряли монополию на предпринимательскую деятельность. По другой версии, ею вовсе запретили заниматься управляющим княжествами.

Для Ямаути Тоенори — главы того, что раньше было кланом Тоса, — это были только временные трудности. По одной из версий, он решил создать компанию, которую возглавил Ятаро Ивасаки. Так, в 1870 году была основана судоходная компания Tsukumo Shokai Shipping. Впрочем уже через год княжества официально были распущены, а вместе с Тоса прекратила существование и компания. Ятаро предложили стать госслужащим, но он отказался.

Ивасаки не остался без дела: Гото Сёдзиро вместе с другим бывшим высокопоставленным членом клана Тоса Тайсукэ Итагаки помогли ему возобновить дело. Воспользовавшись политической властью, они обеспечили Ятаро приобретение двух пароходов, ранее принадлежавших роду Яманоути.

Суда достались ему практически бесплатно — в обмен на выплату в будущем части долгов бывшего дайме. Этим дело не ограничилось: Ивасаки получил еще и монопольное право на вырубку камфорных лесов в родном регионе. Впрочем, здесь есть несколько версий . По официальной Ивасаки сам основал компанию взяв под свой контроль то, что раньше было Tsukumo Traiding Company после роспуска клана Тоса. Взяв на себя часть кланового долга, Ятаро получил несколько кораблей и торговые права.

По еще одной версии, он все основал сам, а к своему бывшему дайме обратился с конкретной целью получить в аренду корабли. Правда, сам факт передачи трех пароходов в распоряжение Ятару для многих выглядит подтвержденным фактом сотрудничества между главами клана и предпринимателем.

Есть и более оригинальная версия, по которой Ивасаки не был в числе основателей. Просто один из глав компании Shokai Tsukumo Когами Секай женился на сестре Ятаро и пригласил родственника в правление, дав ему около 5% компании. Особой власти Ивасаки не имел, но и не затерялся среди акционеров и уже через полгода стал своего рода финансовым директором.

После ранней смерти Секая власть в компании получил его брат, а Ятаро оказался на вторых ролях, но интригами смог вернуть себе высокую должность и увеличил пакет акций до 15%. Затем, несмотря на вполне успешную карьеру, Ивасаки продает акции и основывает Mitsubishi. Такая версия событий выглядит складно, но встречается редко и не сходится с официальной.

Есть еще популярное мнение, что Ивасаки первое время был зависим от клана Тоса, но позже смог освободиться из-под их влияния и стать самостоятельной фигурой. В любом случае в 1871 году была отменена система княжеств. Тоса превратилась в префектуру, а бывшие дайме согласно указу должны были переселиться в Токио.


Уже через год после этого компания Tsukumo Shokai Shipping поменяла название на Mitsukawa Shokai, а в 1873 году стала Mitsubishi Shokai. Название Mitsubishi составлено из двух слов: «три» и «водяной орех». По другой популярной версии, оно означает «три бриллианта». Знаменитый логотип компании — это соединенные гербы семьи Ивасаки и клана Тоса.

Смена названия и политической ситуации позволяет некоторым исследователям отмечать, что Ивасаки отныне управлял без внешнего вмешательства, но это вопрос дискуссионный. Один из спорных вопросов — насколько Ивасаки зависел от бывшего клана Тоса. Надо сказать, что Ятаро был не из тех руководителей, которыми можно легко управлять. В рассказах о нем Ивасаки предстает жестким человеком, не лишенным дипломатических качеств, но готовым идти по головам ради цели.

Даже использование символики клана Тоса в логотипе компании было разве что жестом благодарности и преемственности: Ивасаки был не прочь продемонстрировать стране, что является преемником великих дайме. Заполучив компанию, Ятаро начал действовать сообразно японским традициям: до высоких постов могли дорасти только члены клана Ивасаки, а чужаки в лучшем случае оставались приближенными. Глава компании был своего рода императором, а его слово было законом.

Уклад компании — то, что сейчас бы назвали корпоративной культурой, — был почти самурайским. Ивасаки запрещал использовать услуги конкурирующих организаций и общаться с их сотрудниками. Нельзя было даже, чтобы родственники людей из Mitsubishi шли туда работать.

Нарушение этого кодекса каралось штрафами, величина которых могла достигать заработка за два года, а также увольнениями. Увольняли часто с формулировкой «за упрямое нарушение воли работодателя». Человек, потерявший работу по подобной причине, становился изгоем в японском обществе и шансов найти новую работу практически не имел.

Не последнюю роль для компании играла благосклонность властей. Ивасаки не раз подчеркивал, что главное — это помощь государства и служба государству.

Ивасаки предпринимал вполне логичные шаги для укрепления положения Mitsubishi на рынке. Работать было нелегко: другие дзайбацу тоже использовали связи, чтобы получить как можно больше судов. Объединившись, они почти не оставляли шансов компаниям поменьше, в том числе и Mitsubishi.

Чтобы избежать банкротства, Ивасаки решил служить государству в лице премьер-министра Тосимити Окубо. Он поучаствовал в доставке войск для подавления мятежа и военного похода на Тайвань. Ради этого государство даже расширило флот Mitsubishi на 13 кораблей. По имеющимся сведениям, транспортируя войска для подавления мятежа, Ивасаки фактически предал своих бывших благотворителей из клана Тоса.


Зато благодарный Окубо прижал его конкурентов, потребовав вернуть ранее выделенные субсидии. Понимая, что верных нужно награждать, премьер-министр продолжил поддерживать Ивасаки, а потому положение Mitsubishi становилось все лучше. В числе правительственных бонусов, предоставленных Ятаро, были субсидии в размере 250 тысяч йен. Кроме того, по решению Окубо у других компаний был выкуплен переданный им ранее флот — несложно догадаться, кто стал новым его владельцем.

Из судоходной компания Mitsubishi постепенно становилась многоотраслевой. Для начала Ятаро выбрал горнодобывающее дело, а позже финансовый сектор. В конце 1870-х годов компания уже была монополистом судоходного направления, что для островного государства означало зависимость от дзайбацу Ивасаки. Все это сходило ему с рук благодаря связям в правительстве, но в 1878 году Тосимити был убит, и у Mitsubishi начались проблемы.


Ятаро Ивасаки
В 1882 году правительство, которому клялся в верности Ятаро, начало создание треста, который должен был положить конец правлению Mitsubishi на воде. Трест получил название Kyodo Unyu Kaisha. Последовала ценовая война, которая к удивлению правительства победителей не выявила. Mitsubishi потеряла монополию, но не была разбита, а ее оппонент также оказался не в лучшем положении. В 1885 году судоходные направления объединились в одну компанию.

Похоже, власти рассчитывали, что подчинить Mitsubishi будет легче, но ошиблись. Новый перевозчик Nippon Yusen Kaisha имел 58 пароходов, и он до сегодняшнего дня работает как дочерняя компания Mitsubishi.

Роль Ятаро Ивасаки ясна не до конца. Источники согласны, что он умер до оформления слияния и компанией уже управлял его брат Яносуке. Но некоторые считают, что Ятаро заложил фундамент будущей победы. Еще в процессе он приобретал ценные бумаги противостоящей Kyodo Unyu Kaisha и лоббировал интересы Mitsubishi в правительстве с помощью подконтрольной партии и подкупов. В конце концов он попросту пообещал сжечь весь свой флот в море, чтобы не идти на уступки, — зная нрав Ивасаки, в это можно поверить.

Руководство Ивасаки Яносуке и Ивасаки Хисаи
В 1885 году во главе компании оказался младший брат Ивасаки Яносуке. Обычно его описывают как противоположность брату — как спокойного и мягкого человека, зато проницательного и последовательного. В юности он некоторое время учился в США, и кое-что понял в местных особенностях ведения бизнеса.

Яносуке продолжил развивать семейную компанию. Он заинтересовался нефтедобычей и горнодобывающей отраслью и вовсю вкладывал деньги в эти направления. Увеличил количество верфей, приобретя верфь в Нагасаки, которую компания раньше арендовала. Потеряв полный контроль в судоходной отрасли, Яносуке сделал компанию лидером в судостроительстве.

На верфях Mitsubishi было налажено первое производство стальных японских кораблей, которые закупались для военных нужд. Также при Яносуке прошла модернизация горнодобывающей техники, а также оборудования на заводах и фабриках. Помогло и государство, которое провалило эксперимент с созданием промышленности и стало передавать шахты, заводы и фабрики крупным дзайбацу.

Конечно, при этом власти пытались продвинуть акционерную форму управления, чтобы расширить руководство таких компаний и заставить их преследовать цели только одного клана, но это у них не вышло. Зато дзайбацу росли — а вместе с ними их влияние на страну.

Сложно четко определить период правления Яносуке. Обычно конец его руководства датируют 1893 годом. Получив в свои руки и капитал, и одну из крупнейших компаний, Ивасаки смог значительно упрочить семейное дело. Кстати, именно он приобрел заболоченный земельный участок возле императорского дворца в Токио. Пользы от этой местности не было, и другие предприниматели якобы насмехались над Ивасаки.

Однако через два года здесь началось возведение зданий компании, а позже вырос один из деловых районов нынешнего мегаполиса — Маруноути, частью которого Mitsubishi по-прежнему владеет. В построенных на участке помещениях клан Ивасаки за огромные деньги сдавал офисы.


В 1893 году он начал превращение компании в товарищество с ограниченной ответственностью, исходя из принятого правительством торгового кодекса. В этом же году Яносуке покинул пост главы компании, передав его сыну своего брата Хисаи Ивасаки.

Влияние Яносуке на историю Японии тяжело переоценить, особенно учитывая тот факт, что c 1896 по 1898 годы он был управляющим национального банка страны. От руководства компанией Яносуке полностью не отошел и стал советником при племяннике.

Хисая Ивасаки, по совету дяди, последовал его примеру и выбрал для обучения США: он окончил Уортонскую школу при Пенсильванском университете. В целом он продолжал укреплять положение компании, увеличивая количество рудников и заводов, которые в основном скупал у других фирм.

Хисаи Ивасаки

В частности, именно он приобрел золотой рудник Cano и серебряный Ikuno. Кроме того, открыл завод по производству пива и приобрел бумажную фабрику Kobe Paper Mill. Славу создателя первого производства листового стекла в Японии он разделил со своим кузеном Тошией. Дочерняя компания получила название Asahi Glass.

При Хисае было открыто две новых верфи и модернизирована верфь в Нагасаки, что сделало компанию крупнейшей в своем направлении. Также его усилиями было начато производство кокса. Отдельные подразделения стали полуавтономными, что упростило управление огромной компанией, какой стала Mitsubishi.

В это время Япония перешла к активной колонизации близлежащих азиатских стран, часть из которых проходила посредством военных действий. В ходе Японско-Китайской войны в 1894–1895 годах были присоединены Тайвань и Пэнхуледао. Кроме того, Корея была отделена от Китая, и Япония наращивала в ней свое влияние. Mitsubishi, кроме военных поставок, помогала обустраивать территории и создавала инфраструктуру. Также компания открыла собственный металлургический завод в Корее.

Выше всего компания взлетела в Первую Мировую войну. Япония, имевшая интересы в Тихоокеанском регионе, в 1915 году поддержала Антанту в надежде получить немецкие колонии. Mitsubishi, которая строила корабли, а вдобавок работала в сфере тяжелой промышленности и имела внушительную долю в Nippon Yusen Kaisha, на войне отлично заработала.

Ивасаки Коята. Конец эры четырех президентов
В 1916 году Хисаи со спокойной душой решил покинуть выросшую компанию, передав руководство своему кузену Коята Ивасаки. Выпускник Кембриджа с достаточно прогрессивными взглядами, он провел компанию через несколько кризисов и две мировые войны. Уже в начале его деятельности на посту президента стали очевидны отличия от предшественников.

В первую очередь Кояту интересовало производство современной техники, в том числе автомобилей и авиации. Первый легковой автомобиль производства Mitsubishi был готов уже в 1917 году и получил название Mitsubishi Model A. Их производили до 1921 года, пока всем не стало понятно, что на эту модель слишком низкий спрос из-за ее цены.


Коята, недолго думая, перешел на выпуск грузовиков, которые в милитаристской Японии пользовались гораздо большим спросом. Первый грузовик компании был готов еще в 1918 году, и дальше спрос на них только рос.

С авиацией пришлось сложнее. В 1918 году по указанию Ивасаки доктор Кумезо Ито поехал знакомиться со спецификой этой отрасли во Францию. По его возвращении компания обзавелась собственным подразделением. Mitsubishi на тот момент уже производила авиационные двигатели Renault и Hispano-Suiza.

В 1921 году на работу в компанию был приглашен английский конструктор Герберт Смит, который привел с собой команду инженеров. В отличие от японцев, они имели практический опыт создания самолетов и, главное, разбирались в особенностях палубной авиации.

Из своих источников Ивасаки знал о создании первого японского авианосца и понимал, какие перспективы качественные разработки в этом направлении откроют для его компании. Работа шла успешно, и постепенно компания укрепилась на этом рынке. Обычно отмечается, что, несмотря на преимущества использования иностранцев, были и недостатки: японские самолеты походили на британские и имели их слабости.

Смит проработал в компании три года, создав три самолета. Среди них выделяется Mitsubishi 1MF — первый японский самолет, осуществивший посадку и взлет с палубы авианосца. Коята, в отличие от многих тогдашних японских предпринимателей, не свойственно было недооценивать пользу международного опыта. С его легкой руки было налажено сотрудничество с крупнейшими компаниями мира, а с некоторыми из них Mitsubishi открыла совместные предприятия.

Японские специалисты вместо метода проб и ошибок получали знания из первых рук, а потому могли их легко развивать в необходимом направлении. Это позитивно влияло на внедрение инноваций и позволяло совершать собственные открытия. Это делало Mitsubishi если не самой передовой в Японии компанией, то одной из первых по этому показателю. Компания не ограничивалась только технологиями, но также изучала и внедряла передовые подходы к руководству.

Были проблемы, связанные с мировыми кризисами. В то время вышедшая из изоляции Япония активно торговала с другими странами, но экономика развивалась неравномерно и зависела от внешних рынков. Тяжело пришлось в послевоенный кризис 1920–1921 годов, но его страна все же смогла пережить, хотя тысячи людей теряли работу. С 1924 по 1926 год пошла новая волна развития промышленности. В Mitsubishi к этому времени входило около 120 компаний, начиная с железнодорожных и заканчивая хлопчатобумажными.

В 1928 году авиастроительное подразделение Mitsubishi отделилось в независимое предприятие. Независимость эта была, похоже, только на бумаге, ведь Ивасаки продолжали полностью им владеть. Есть версии, что сделано это было из-за желания получить дополнительные финансовые вливания от государства.

Подобным образом компания действовала в начале 1920-х годов, отделяя подразделения для привлечения дополнительного капитала. Забегая вперед, можно сказать, что долго это не продлилось: в 1934 году все снова было объединено в дочернюю компанию. Так появилась Mitsubishi Heavy Industries, в которую вошло в том числе самолетостроительное и кораблестроительное производство.

Деятельность этой части Mitsubishi тщательно маскировалась в прессе, и мало кто знал объем ее производства. Сейчас точно известно, что в 1940 году было шесть заводов, производящих самолеты, и двенадцать заводов для авиадвигателей. При этом компания не пренебрегала другими направлениями. За 1930-е годы было выпущено несколько моделей легковых и грузовых автомобилей, автобусов. В 1933 году был выпущен автомобиль PX-33, ставший практически первой полноприводной моделью компании.

Компания делала ставку на военные разработки, что неудивительно: Япония преодолевала Великую депрессию путем милитаризации экономики. С началом ее вторжения в Китай в 1937 году фракция милитаристов возложила большую часть производства техники именно на Mitsubishi. Речь шла не только о самолетах и кораблях, но и о машинах, танках и других видах техники.

В частности, компания за Вторую мировую войну произвела около 18 тысяч самолетов. На ее заводе в Токио было выпущено 75% средних танков и 50% легких. Mitsubishi разработала знаменитый самолет A6MZero, обеспечивший Японии преимущество в начале войны.


Именно он был одним из факторов, повлиявших на успех операции в Перл-Харбор. Естественно, на этой модели инновации военного времени не закончились — эта тема заслуживает отдельной статьи. Нельзя не отметить, что в войну в составе Mitsubishi было около 200 компаний, а сам холдинг имел полный доступ к ресурсам на завоеванных территориях.

Для Японии война закончилась полной капитуляцией и трагедией. Под бомбардировками сильно пострадала большая часть заводов Mitsubishi: стоит отметить, что у них были предприятия в Хиросиме, а также верфи в Нагасаки. Коята еще до окончания войны в 1945 году призывал к миру и отмечал, что британцы и американцы — отличные деловые партнеры. После окончания войны и начала политики оккупационных властей, направленной на разделение дзайбацу, Ивасаки продал половину акций компании. Коята тяжело переживал оккупацию. В декабре 1945 года он умер.

Продолжение следует

Источник

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Tags: Япония, история, развитие, технический прогресс, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo perfume007 декабрь 15, 23:59 19
Buy for 20 tokens
В продолжении по циклам солнечной активности. Спасибо taxfree за тематику данного поста. Как утверждается Владимиром Левченко - после экстремумов, т.е. максимумов и минимумов солнечной активности, на следующий год всегда наблюдается провал в темпах роста мировой экономики. Левченко утверждает,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment