Сделка Сбербанка с Газпромбанком окончательно оформит альянс трех тяжеловесов российского интернет-рынка: Германа Грефа, Алишера Усманова и Сергея Чемезова. Трем партнерам через компанию «МФ Технологии» будет принадлежать 100% акций Mail.Ru Group класса А. Этот пакет дает 58,89% голосов, или 5,23% экономической доли в интернет-холдинге. Cостав крупнейших акционеров Mail.Ru Group после сделки со Сбербанком будет выглядеть так:
Из соотношения голосующих и экономических долей видно: даже если бы Mail.Ru Group платила дивиденды (в последний раз такое было в 2013 году), Греф пришел не за ними. На самом деле у каждого из трех участников триумвирата свои мотивы:
Греф последовательно превращает Сбербанк в национального IT-гиганта. Это можно считать государственным заданием: в сентябре Владимир Путин указал ему перенести технологический опыт Сбербанка на всю страну. Цель Грефа — создать вокруг Сбербанка экосистему сервисов, охватывающих все сферы жизни россиян. Для этого нужен партнер. Сначала Сбербанк видел в этой роли «Яндекс», но их переговоры закончились неудачей и испортили отношения Грефа с основателем «Яндекса» Аркадием Воложем. После этого Сбербанк вступил в партнерство с Mail.Ru Group, а у «Яндекса» начались проблемы с властями, кульминацией которых стало появление законопроекта Антона Горелкина о запрете на иностранное владение «значимыми интернет-ресурсами».
Алишер Усманов так же последовательно идет по пути, который мы описали еще год назад: после введения санкций он вышел из активов на Западе и строит все больше бизнесов по контракту с государством — одна близкая к нему компания поставляет оборудование для СОРМ, другая развивает систему цифровой маркировки товаров. Положение партнера государства по строительству национального интернет-гиганта отлично укладывается в эту логику.
«Ростех» под управлением Сергея Чемезова — один из главных подрядчиков и потенциальных бенефициаров государственной программы цифровизации экономики. В недавнем интервью РБК Чемезов называл переход к цифровой экономике основным вызовом для страны. Усманов для Чемезова — очевидный партнер: они сотрудничали еще в сырьевом бизнесе, а в новых бизнесах Усманова «Ростех» выступает миноритарным партнером.
Что из этого выйдет
Хотя Сбербанк и не получит контроль в Mail.Ru Group, сделка приближает банк к тому, чтобы стать главным в стране агрегатором данных о людях, который знает о поведении своих пользователей практически все.
Благодаря приложению «Сбербанк-онлайн» госбанк уже знает, на что тратят деньги 50 млн россиян.
Недавняя покупка 46,5% акций Rambler Group открыла ему доступ к информации о том, что россияне читают (Lenta.ru, Gazeta.ru) и смотрят (стриминговый сервис Okko) в интернете.
Покупка пакета в Mail.Ru Group делает Сбербанк совладельцем второго по аудитории холдинга рунета, сервисы которого используют 44,2 млн человек. В Mail.Ru Group входят соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», служба доставки еды Delivery Club, такси-сервис «Ситимобил» и многие другие.
Одинокий «Яндекс»
У альянса Сбербанка, Mail.Ru Group и «Ростеха» в рунете только один конкурент — «Яндекс». Буквально на следующий день после того, как Сбербанк и Mail.Ru Group в июле объявили о стратегическом партнерстве, «Яндекс» столкнулся с серьезными проблемами: депутат Антон Горелкин внес в Госдуму законопроект о запрете на иностранное владение «значимыми интернет-ресурсами».
Профильный комитет Госдумы рассмотрит законопроект Горелкина в ноябре, обещал глава комитета Леонид Левин. В теории под действие закона подпадают и «Яндекс», и Mail.Ru Group. На практике даже сам Горелкин не скрывает, что главная цель его проекта — «Яндекс».
В начале октября The Bell писал, что законопроект в нынешнем виде поддерживает и продвигает администрация президента. В середине октября правительство направило в Госдуму свой отзыв, в котором предложило смягчить проект.
В каком варианте законопроект будет принят — непонятно, но в том, что в каком-то виде его утвердят, не сомневаются ни правительственные чиновники, ни источники The Bell, знакомые с ходом его обсуждения в Кремле. Одно из последних совещаний прошло у замглавы администрации президента Сергея Кириенко в конце прошлой недели, говорят двое собеседников The Bell. Решение принято не было, говорит один из них.
Тот случай, когда значимость новости специально подчеркивать не нужно — вся наша жизнь фиксируется в онлайн-сервисах уже сейчас, и тот, кто будет их контролировать через 5–10 лет, получит не только контроль над главным бизнесом цифровой эпохи, но и огромную власть.
Источник
Journal information