Саймонс пришел в финансы уже на пятом десятке, будучи светилом математики. Созданная им структура, наподобие научного института, позволяет партнерам сосредотачиваться на исследованиях рынков, а не на борьбе за ресурсы и привлекает лучшие умы. Еще 10 лет ушло на поиск оптимального подхода и постепенный отказ от фундаментального анализа предложенных торговых идей, чтобы оставить решающее слово за алгоритмами и автоматизированной торговлей. В результате в 1988 г. Саймонс закрыл венчурную часть своего инвестбизнеса и запустил легендарный хедж-фонд Medallion, за 31 год заработавший 66% годовых (39% после комиссий) и принесший прибыль более $100 млрд — результат, остающийся недостижимым для конкурентов. Именно на примере лучших из лучших я хочу показать границы возможного на финансовых рынках и степень их непредсказуемости.
Баффетту и не снилось
Начальный фонд в $100 млн при росте на 39% каждый год в течение 31 года должен был превратиться в $2,7 трлн, а учитывая, что инвесторы в основном были партнерами фонда и комиссии поступали им же, реинвестирование комиссий обратно в фонд под рост на 66% годовых превратило бы $100 млн в $660 трлн. Последнее в 6 раз больше стоимости глобального рынка акций. Однако в начале 2020 г. активы Medallion составляли всего $10 млрд — почему?
Только для своих
Проблема, оказывается, не только в том, чтобы определить самые высокодоходные методы, но и в том, что они работают только в очень ограниченном масштабе и доходы просто физически нельзя реинвестировать в тот же рынок. С таким же ограничением столкнулась, например, основанная другой группой математиков во главе с Александром Герко XTX Markets, ставшая за несколько лет одним из крупнейших посредников на мировых финансовых рынках.В результате партнеры ограничили Medallion 10 млрд, отдавая все доходы инвесторам.
Полученные доходы тоже нужно куда-то инвестировать, а славу лучших управляющих можно превратить в прибыль. Так, Renaissance Technologies запустили еще несколько фондов, открытых для внешних инвесторов и с существенно меньшими комиссиями, суммарные активы которых превышали $100 млрд на начало 2020 г. Они показывали доходности хорошие, но далекие от звездных.
Прошлый год показал, насколько кардинально отличаются принципы управления, лежащие в основе закрытого фонда Medallion, и публичных фондов. Medallion продолжал впечатлять даже на беспрецедентном падении: к середине апреля он заработал на колебаниях рынков 24%. В то же время публичные фонды получили масштабные убытки:
Фонд акций Renaissance Institutional Equities Fund потерял за 2020 г. 22,5%, в то время как его бенчмарк S&P 500 вырос на 17,6%.
Хедж-фонды Renaissance Institutional Diversified Alpha и Renaissance Institutional Diversified Global Equities, ставившие целью максимизацию дохода при волатильности между 8 и 16%, упали на -33 и -32%, уничтожив рост более чем пяти лет.
Что же из этого следует
На опыте Renaissance Technologies можно сделать несколько выводов, не требующих глубокого понимания математики и финансовых рынков и в то же время полезных для массового инвестора.
Во-первых, доходность 30–60% годовых с низкими рисками — результат, показанный пока лишь одним фондом, причем сторонних денег он не принимает. Те же Renaissance Technologies и XTX Markets демонстрируют прекрасные результаты за счет сверхкомпетентной команды, уникального процесса поиска новых инвестиционных идей, собственных баз данных, дорогостоящих систем и прав доступа — всего, чего нет у рядового игрока.
Во-вторых, даже для этих уникальных игроков рынок, на котором они зарабатывают, весьма неглубок, поэтому чужие деньги под управление они не принимают. Если вам предлагают за комиссию в пару процентов сказочные доходности с малым риском, главный вопрос — почему вместо этого чудо-управляющий не торгует на заемные деньги, ни с кем не делясь сверхприбылями?
В-третьих, в основе успеха подобных стратегий лежит множество малосвязанных сделок: так, средний процент успеха сделок Millenium Fund составил лишь 50,75%, но накапливание этих 0,75% на миллионах сделок создает миллиарды. Это вовсе не типичные обещания сомнительных управляющих делать «верную прибыль на каждой сделке». Также очевидно, что реализуется такая стратегия без участия людей-трейдеров и их обещания наторговать клиентам высокую доходность на рынке можно игнорировать.
В-четвертых, когда даже подобная сверхпрофессиональная команда выходит на широкий рынок, она сталкивается с совершенно иными рисками, которые в 2020 г. не смогли предотвратить даже высоколобые гении Renaissance Technologies. Аналогично слабые результаты показал и ряд фондов других гуру — Bridgewater Рэя Далио (-16,7%) и AQR Management Клиффа Эснесса (-21%). Это не значит, что нет профессионалов, способных обыграть рынок, но на широком рынке лучшие методы дают лучшие результаты на горизонте десятилетий, а не дней, а прошлый успех может быть перечеркнут одним маловероятным разрушительным событием — «черным лебедем», не учтенным в моделях.
Поэтому, в-пятых, реалистично подходите к оценке доходности, риска и инвестиционного горизонта, а также критично оценивайте компетентность инвестиционных советников по их предложениям.
Источник
Journal information